Все искушения святого антония. Искушение святого Антония (триптих Босха) Уродец с яйцом в руках

Гюстав Флобер

Искушение святого Антония

Памяти моего друга

АЛЬФРЕДА ЛЕ ПУАТВЕНА,

умершего в Невиль-Шан-Дуазель

Фиваида. Вершина горы, площадка, закругленная полумесяцем, замыкается большими камнями.

Хижина отшельника - в глубине. Она сделана из глины и тростника, с плоской крышей, без двери. Внутри виднеются кувшин и черный хлеб; посредине, на деревянной подставке, большая книга; на земле тут и там волокна плетенья, две-три циновки, корзина, нож.

В десяти шагах от хижины воткнут в землю высокий крест, а на другом краю площадки склоняется над пропастью старая, искривленная пальма, ибо гора срезана отвесно, и Нил образует как бы озеро у подножия утеса.

Вид справа и слева ограничен оградою скал. Но со стороны пустыни, как плоские уступы берегов, огромные волны пепельно-белых песков простираются параллельно, одна за другой, уходя вверх; совсем же вдали, над песками, цепь Ливийских гор образует стену мелового цвета, слегка растушеванную фиолетовыми парами. Прямо перед глазами садится солнце. Небо на севере серо-жемчужного оттенка, у зенита пурпурные облака, словно космы гигантской гривы, вытягиваются по голубому своду. Эти пламенные лучи темнеют, полосы лазури становятся перламутрово-бледными; кустарники, валуны, земля - все кажется твердым, как бронза, и в воздухе плавает золотая пыль, столь тонкая, что сливается с трепетанием света.

Святой Антоний, с длинной бородой, длинными волосами и в тунике из козьей шкуры, сидит, скрестив ноги, собираясь плести циновки. Как только солнце скрывается, он испускает глубокий вздох и говорит, оглядывая горизонт:

Еще день! еще день в прошлом!

Прежде, однако, я не был так несчастен! Перед рассветом я приступал к молитве; потом спускался к реке за водой и возвращался по крутой каменистой тропе с бурдюком на плече, распевая гимны. Затем развлекался уборкой хижины, брался за инструменты; старался, чтобы циновки были совсем одинаковы, а корзины легки, ибо малейшие дела мои казались мне тогда обязанностями, и в них не было ничего тягостного.

В установленные часы я прекращал работу и, простирая руки на молитве, ощущал как бы поток милосердия, изливавшийся с высоты небес в мое сердце. Ныне он иссяк. Почему?..

Он медленно прохаживается в ограде скал Все порицали меня, когда я покидал свой дом. Мать поникла замертво, сестра издали делала мне знаки, чтобы я вернулся; а та, Аммонария - дитя, что я встречал каждый вечер у водоема, когда она пригоняла буйволов, - плакала. Она бежала за мной. Браслеты на ногах ее блестели в пыли, а туника, распахнувшись на бедрах, развевалась по ветру. Старый аскет, уводивший меня, кричал на нее. Наши верблюды продолжали скакать, и больше я не видал никого.

Сперва я выбрал себе жилищем гробницу одного фараона. Но чары струятся в этих подземных дворцах, где мрак словно сгущен древним курением благовоний. Из глубины саркофагов до меня доносился скорбный голос, звавший меня; а то у меня на глазах оживали вдруг мерзости, нарисованные на стенах, и я бежал к берегам Красного моря и укрылся в развалинах крепости. Там мое общество составляли скорпионы, ползавшие среди камней; вверху же, над головой, в голубом небе непрестанно кружили орлы. Ночью меня раздирали когти, щипали клювы, касались мягкие крылья, и ужасные демоны, воя мне в уши, опрокидывали меня наземь. Раз даже люди одного каравана, направлявшегося в Александрию, мне подали помощь, а затем увели с собой.

Тогда я решил обучиться у доброго старца Дидима. Хотя он был слеп, никто не знал Писания лучше него. Когда кончался урок, он шел гулять, опершись на мою руку, Я вел его на Пакеум, откуда виден маяк и открытое море. Затем возвращались мы через гавань, толкаясь среди людей всяких народностей, вплоть до киммерийцев, одетых в медвежьи шкуры, и гимнософистов с Ганга, натертых коровьим пометом. И непрестанно бывали стычки на улицах: то евреи отказывались платить налог, то мятежники пытались изгнать римлян. Кроме того, город полон еретиков, приверженцев Манеса, Валентина, Василида, Ария - и все пристают к тебе, споря и убеждая.

Их речи иногда мне вспоминаются. Как ни стараешься не обращать на них внимания, они все же смущают.

Я удалился в Кольцим и предался такому великому покаянию, что перестал бояться бога. Тот, другой, желая стать анахоретами, собрались вокруг меня. Я дал им устав деятельной жизни, ненавидя сумасбродства гностиков и мудрствования философов. Со всех сторон осаждали меня посланиями. Издалека приходили посетить меня.

Тем временем народ истязал исповедников, и жажда мученичества увлекла меня в Александрию. Гонение прекратилось за три дня перед тем.

На возвратном пути волны народа остановили меня у храма Сераписа. Правитель, говорили мне, хочет дать последний пример. Посреди портика, белым днем, нагая женщина была привязана к колонне, и два солдата бичевали ее ремнями; при каждом ударе все тело ее корчилось. Она обернулась, открыв рот, - и над толпой, сквозь длинные волосы, закрывавшие ей лицо, мне показалось, что я узнал Аммонарию…

Однако… эта была выше… и прекрасна… неописуемо!

Проводит руками по лбу.

Нет! нет! не хочу думать об этом!

Другой раз Афанасий призвал меня поддержать его против ариан. Все ограничилось поношениями и насмешками. Но с тех пор он был оклеветан, лишился кафедры, бежал. Где он теперь? - Ничего не знаю про то! Никто и не думает сообщать мне новости! Ученики все меня покинули, Иларион - в их числе!

Ему было лет пятнадцать, когда он пришел; он обладал умом таким любознательным, что каждую минуту задавал мне вопросы. Затем слушал задумчиво, - и все, в чем я нуждался, приносил мне без ропота, проворнее козленка, да так весело, что рассмешил бы патриархов. Да, то был сын для меня!

Небо стало красным, земля совсем почернела Под порывами ветра, как огромные саваны, вздымаются полосы песку и снова падают. В просвете вдруг проносятся птицы, как бы треугольным отрядом, подобным куску металла, только края которого трепещут.

Антоний смотрит на них.

Ах! как бы я хотел последовать за ними!

Сколько раз взирал я также с завистью на большие корабли, с парусами, похожими на крылья, и особенно когда они увозили вдаль тех, кого я принимал у себя! Что за прекрасные часы мы проводили вместе! как изливались наши души! Никто так не захватил меня, как Аммон: он рассказывал мне о своем путешествии в Рим, о катакомбах, о Колизее, о благочестии знаменитых женщин, еще тысячу разных вещей!.. и я не захотел уехать с ним! Откуда это мое упорство продолжать подобную жизнь? Я хорошо бы сделал, если бы остался у нитрийских монахов, раз они умоляли меня. Они живут в отдельных кельях и вместе с тем общаются друг с другом. По воскресеньям труба сзывает их в церковь, где висят три скорпиона для наказания преступников, воров и пролаз, ибо устав у них суров.

Кем только ни называют Сальвадора Дали: гением, коммерсантом, гуру самопиара. Это и правда все он. Провокационные образы, вынесенные на полотно, — это всегда исповедь самого Дали, который может всерьез говорить с вами на языке живописи, а может и разыгрывать, меняя маски.

Сюжет

Без словаря символов Дали полотно, конечно, выглядит набором — пусть и композиционно выстроенным — волшебных фигур. О каждой — по порядку.

В левом нижнем углу — святой Антоний, защищающийся крестом (символом своей неугасимой веры) от искушений дьявола. Сами соблазны — это хоровод, находящийся в фокусе нашего внимания.

Вздыбленный конь — это символ чувственного наслаждения и непревзойденной мощи. Слоны — доминирование и власть. У первого из них на спине — чаша желания с обнаженной женщиной, у второго — обелиск, напоминающий творение римского скульптора Бернини, а у последних — архитектурная композиция в стиле Палладио.

Источник: wikipedia.org

Огромные фигуры опираются на паучьи ноги и, кажется, вот-вот обрушатся на святого. Этот образ длинных тонких ног со множеством суставов отчасти напоминает кузнечиков, которых Дали жутко боялся с детства.

На горизонте в облаках виднеется испанский Эль-Эскориаль, который для художника был символом закона и порядка, достигаемого через слияние духовного и светского.

Огромные слоны на спичечных ногах — образ, который нередко появляется в работах Дали. Человек в своей жизни строит множество планов, тщеславие не знает границ, жизнь проходит под грузом желаний. Горы драгоценностей, золотые храмы, что несут на себе слоны на тоненьких ножках, которые вот-вот обломятся, — это символ того, что наши возможности ограничены. «Игрушечный» храм с фрагментом обнажённого женского тела в проёме интерпретируется как духовность, искажённая демонами.

Считается, что эта картина дала начало новому направлению в творчестве Сальвадора: он стал сочетать в своих работах спиритуализм, классическую живопись и образы атомной эры.

Контекст

Святой Антоний — отшельник из IV века. Свою приверженность вере он доказывал бесстрашием перед лицом ужасающих видений, которые посещали его регулярно. Галлюцинации, как правило, были в двух формах: в виде соблазнительной женщины и в виде грозных демонов. В раннем Ренессансе художники соединяли эти образы и писали женщин с рогами, напоминая об их сатанинском происхождении.

Обычно Антония изображали бородатым старцем. (wikipedia.org)

История Антония была неплохо растиражирована в Средние века. Но по мере того, как все больше воспевались простые бренные радости, про святого начали забывать.

Почему о нем вспомнил Дали? Все очень просто — из желания победить. Альберт Левин, американский кинопродюссер, объявил конкурс на образ искушаемого святого. Не для забавы ради было это сделано. Левин как раз думал о съемках фильма по новелле Ги де Мопассана «Милый друг». 11 художников, в том числе и Дали, предложили свои варианты. Победил сюрреалист Макс Эрнст. А в вечность вошло творение Сальвадора.


Don’t be lost in the weird world of investment. (wikipedia.org)

Годы спустя бразильское рекламное агентство Leo Burnett Sao Paulo, вдохновившись Дали, адаптировало сюжет к современности. Во главе «процессии» — символ доллара Джордж Вашингтон, стилизованный под богиню правосудия Фемиду. За ним следуют одряхлевший дядюшка Сэм — американская экономика, на теле которой сидит комар Усама бен Ладен, высасывая последние «соки». Далее идут Китай и арабские страны. А слоган у этой карикатуры-аллегории звучит так: Don’t be lost in the weird world of investment («Не теряйтесь в мире странных, непонятных инвестиций»).

Судьба художника

С детства Сальвадор чувствовал себя особенным. И всячески старался продемонстрировать это окружающим: затевал драки, устраивал скандалы, закатывал истерики — все, чтобы только выделиться и привлечь к себе внимание.

Со временем, когда встал вопрос о карьере, Дали был так одержим коммерческим успехом, что Андре Бретон придумал ему прозвище-анаграмму: «Avida Dollars» (что по-латыни не совсем точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов»). Прозвучало хлестко, но на гонорарах Сальвадора не отразилось — люди продолжали тратить состояния на произведения Дали.

Самое печальное в истории художника — умер он одиноким и больным. Ни деньги, ни слава не спасли его от навалившихся страстей, паучьи ножки которых подкосились все-таки.

После смерти жены в начале 1980-х Дали впал в глубокую депрессию. Болезнь Паркинсона мешала работать. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался.

Дали скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в Фигерасе.

В честь святого Антония написано множество книг, нарисовано бесчисленное количество картин. был действительно великим верующим человеком. Антоний до сих пор вдохновляет людей на обретение Божьей веры и отказ от греховных поступков.

Кто это такой?

Св. Антоний Великий был отшельником, христианским святым. Родился в Верхнем Египте в богатой семье. После того как умерли его родители, он раздарил свое имущество беднякам, а сам отправился в египетскую пустыню, где много лет существовал в полном одиночестве, предаваясь молитвам и размышлениям. Его считают основателем монашеского образа жизни.

Однажды в Европе случилась ужасная эпидемия рожистого воспаления, больные вымаливали лекарства, произнося имя Антония, поэтому болезнь назвали «антонов огонь».

Обычно отшельника изображают бородатым стариком, одетым в монашескую рясу и плащ. В руке он держит старый костыль с Т-образной ручкой и колокол. Рядом всегда свинья, так как в средневековые времена монахи-антонианцы откармливали этих животных, а сало использовали как лекарство против болезни "антонов огонь". Иногда колокольчик изображают на шее у свиньи, потому что у животных, принадлежавших приходам братьев, было право пастись на особых пастбищах, по колокольчику отличали их от других.

Соблазны

Как и многие другие отшельники, святой Антоний периодически видел галлюцинации - это возникало вследствие аскетического образа жизни в суровой пустыне. Жизнь без достаточного количества воды, еды и общения приводит к помутнению рассудка. В изобразительном искусстве художники проецировали в своих картинах искушение святого Антония в двух формах:

  1. Святой, которого одолевают ужасные демоны.
  2. Видения с эротическим уклоном.

Демоны соблазняют отшельника в его жилище, иногда они изображены в облике монстров и диких зверей, терзающие плоть человека. Но как только появляется божественный свет, вся исчезает во тьме и искушение святого Антония прекращается.

Художников всегда сильно волновала эта распутная соблазнительная тема. В ранней ренессансной живописи в этом сюжете женщины изображались в одежде, но с рогами, что напоминало о их демоническом происхождении. В XVI веке женщин уже начинают рисовать обнаженными. В картинах отшельник ведет жестокую борьбу против своей плоти и плотских желаний, он пытается прогнать своих страстных соблазнительниц крестом или молитвой.

Как появилась картина Сальвадора Дали?

Картина Сальвадора Дали появилась на свет благодаря художественному конкурсу, объявленному Альбертом Левиным, продюсером из Америки. Ему для фильма по знаменитой новелле Ги Де Мопассана «Милый друг» требовался вдохновляющий образ искушаемого святого. В этом проекте участвовали 11 художников из разных стран, а в жюри вошли двое известных людей: Марсель Дюшан (культовый художник) и Альфред Барр (первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке).

Победителем был объявлен Макс Эрнст, сюрреалист, который в годы войны, как и Сальвадор Дали, эмигрировал из Европы в США.

Роман «Милый друг», для которого понадобилась картина «Искушение святого Антония», описывает судьбу человека, ловеласа из высшего общества. Он обладал уникальной способностью обольщать людей, но, увы, кроме этого у него больше ничего в жизни не было. Вообще Ги Де Мопассан славится своим великолепным мастерством описывать человеческие пороки, его герои всегда находятся в ореоле таинственной смеси соблазнительного и демонического.

Потрясающее полотно

Картина «Искушение святого Антония» (Сальвадор Дали) выставлена в Бельгийском королевском музее изящных искусств, находящемся в Брюсселе.

Сюжет этого живописного полотна заключается в изображении странных существ, которых посылает дьявол, и они являются к Святому Антонию. Сальвадор Дали мастерски обрисовал двух зловещих демонов в одной прекрасной обнаженной женщине.

За основу художник взял каноничный сюжет и воссоздал странный мир, наполненный таинственными символами и многочисленными аллюзиями. Разгадать его замысел удается далеко не каждому.

В углу картины расположился святой аскет, он защищается самодельным деревянным символизирует непоколебимую веру. Чудовища нависают над святым, как бы стремясь вытеснить его за пределы картины. Животные несут грехи на тоненьких паучьих лапках. Если Антоний хоть на секунду поддастся соблазну, лапки сломаются и грехи упадут прямо на него.

Описание картины "Искушение святого Антония"

Полотно изображает в последовательности идущих животных: сначала лошадь (она представляет силу, иногда является символом сладострастия), далее идет слон, на спине которого расположена золотая чаша похоти, а в ней обнаженная женщина, опасно балансирующая на хрупкой подставке, что подчеркивает эротический характер общей композиции. Другие слоны несут на себе необычные предметы: обелиск и венецианскую постройку в стиле Палладио. Разглядывая картину "Искушение святого Антония" Дали, можно увидеть, что вдалеке идет еще один слон, он несет высокую башню - символ мирского и духовного порядка.

Сальвадор Дали преподнес классический библейский сюжет в уникальном и своеобразном стиле. Именно этим отличается картина «Искушение святого Антония». Оригинальный размер полотна - 151х113 см, материал - холст и масло, жанр - сюрреализм.

Как утверждают многие эксперты и исследователи, именно с этой картины начинается новая ветвь в творчестве великого художника. В его творениях соединяются три элемента: классическая живопись, спиритуализм и атомная эра.

Краткая биография Сальвадора Дали

Родился 11 мая 1904 года. Еще с раннего детства начал проявляться эксцентричный характер Сальвадора Дали, он часто капризничал и устраивал истерики. Начал рисовать с 4-х лет, а в 10 появилась его первая картина, на которой был изображен импрессионистский пейзаж. Мальчик целыми днями рисовал в выделенной ему для этих целей комнате.

В 1925 году, когда Сальвадору был 21 год, прошла его первая выставка, состоявшая из 27 полотен и 5 рисунков. Однако известность начала приходить к нему только в 1930 году. В картинах преобладали темы разрушения, смерти, тления и (из-за влияния книг Фрейда) сексуальные переживания человека.

В 1959 году начала проявляться любовь ценителей искусства к гениальному великому художнику, его полотна скупали за огромные деньги. Многие миллионеры считали необходимым иметь в своих коллекциях

В 1973 году был открыт Музей Дали в Фигуэрасе. Он и по сей день приводит в неописуемый восторг всех посетителей. Там же Сальвадора и похоронили в 1989 году, в самом центре здания под неотмеченной ничем плитой.

"Искушение святого Антония" художника Босха

Неизменно вспоминают Сальвадора Дали, когда говорят об Иерониме Босхе. К творчеству этого художника многие относятся неоднозначно, и многим его картины откровенно не нравятся. Но все же большинство соглашается, что полотна Босха обладают невероятной и притягательной силой.

Художник Иероним Босх любил изображать в своих творениях святого Антония Великого. Одной из лучших его работ считается триптих «Искушение св. Антония». Босх изобразил в картине людской род, который погряз в грехах и своей глупости, бесконечное разнообразие адских мук, ожидающих каждого человека, присоединены также Страсти Христовы и искушение его плоти. Но непоколебимая вера помогает противостоять сильному натиску врагов.

О том, как и почему был создан этот необычный триптих, написано мало. В 1523 году его купил португальский гуманист Дамьяо де Гоиш. В картине "Искушение св. Антония" Босх соединил все творческие мотивы, которыми пользовался.

Описание триптиха

Триптих, который написал Босх («Искушение святого Антония»), буквально кишит неправдоподобными фантастическими существами. Сюжет можно разобрать на отдельные моменты:

  • Женщина, которая держит Чашу причастия, - это ведьма с алхимическим эликсиром жизни, сваренным при помощи черной магии.
  • Черная, белая и красные женщины - это олицетворение трансформации элементов в алхимическом процессе. Кувшин и стакан наполнены бесовским эликсиром.
  • Существо, держащее в руках яйцо, - это выкидыш, или иначе - человек из пробирки. В руках у него камень, способный превращать металл в золото.
  • Сова - это единственный светлый момент в картине, которую создал Босх. «Искушение святого Антония» - очень необычное полотно. Сова помогает в засвидетельствовании действий алхимиков, она служит Божьим Оком.
  • На левой створке изображен целый легион демонов, поражают фантазию их разнообразие и изощренность.
  • Вся правая створка заполнена различными персонифицированными искушениями.

Книга Гюстава Флобера

Святого Антония любили не только рисовать. О нем любили писать. Например, Гюстав Флобер отождествлял себя с отшельником, но не в аспекте образа жизни, а в аспекте внутреннего душевного состояния.

Писателя Гюстава Флобера образ святого Антония сопровождал практически 30 лет. Книга была написана в двух вариантах, первый вышел в 1849 году, а второй - в 1856-м.

Непосредственным импульсом для создания произведения "Искушение святого Антония" Флоберу послужила картина Брейгеля Младшего (Адского). На ней изображены не физические мучения Антония, а диалог со среди бесконечного шествия чудовищ и древних богов.

Некоторые критики не сомневаются, что в драме Флобер описал свои собственные одержимость желаниями, выражающаяся в трагическом свете с романтической напряженностью.

Продолжим знакомство с творчеством ИЕРОНИМА БОСХА 1450-1516гг,настоящее имя- Еру;н Анто;нисон ван А;кен, нидерландского художника, одного из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

К искусству Босха относятся неоднозначно.Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали;.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» - алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.

Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса, живший в XVII в. и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть присутствие его работ в Эскориале; они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.Сигуенса так оценивал творчество Босха:
«Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы - «основами морализирующей философии».

С этими двумя высказываниями я полностью согласна.Думаю,знакомясь подробно с его произведениями,вы выработаете свою точку зрения.Даже,если вам и не нравится картины БОСХА,но любители живописи должны знать имя и творчество этого необычного художника.
БОСХ жил в 15 веке,так что критерии оценки его живописи мы не можем взять из 21 века.Будем воспринимать его живопись такой,как требовали каноны того времени.

А теперь присмотримся к ТРИПТИХУ БОСХА «Искушение святого Антония» 1505-1506гг

Так как образы на картине очень маленькие,то разберём картину по деталям.Но прежде,чем приступить к разбору,мне хотелось бы напомнить историю Святого Антония.

КТО ЖЕ ТАКОЙ СВЯТОЙ АНТОНИЙ?

Антоний Великий - святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически достоверная личность в истории монашества в египетской пустыне.
Его жизнеописание полно рассказов о чудесных извлечениях и изгнаниях бесов, совершенных святым, но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического благочестия. Родился около 251 в Коме близ Ираклеи (Верхний Египет).

Умер в возрасте 106 лет, около 356 года. Происходил из благородной и богатой семьи христиан. После смерти родителей в 270 году, когда Антонию было восемнадцать лет, он внезапно пробудился духом, раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню ради благочестивого жития в молитвах и размышлениях.
Вся его последующая жизнь была посвящена самоотречению и духовному подвижничеству: долгие годы он пребывал в полнейшем уединении, сначала в одной из пещерных гробниц, а затем около двадцати лет - в развалинах близ Нила. Здесь он вел жестокую борьбу против собственной плоти и плотских желаний, терзаемый видениями: сначала имевших облик прекрасной женщины, а затем - демонических мучителей.

СЮЖЕТ КАРТИНЫ- БОРЬБА АНТОНИЯ С ДЕМОНАМИ
Об истории написания и первоначальной судьбе этого необычного триптиха известно достаточно мало.В 1523 году триптих был приобретен португальским гуманистом Дамьяо де Гоиш. Триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.
К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твердость веры позволяет противостоять натиску врагов - Мира, Плоти, Дьявола.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Пространство картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо. Центральная сцена - совершение чёрной мессы - одно из самых красноречивых свидетельств противоречивого мятущегося духа мастера.

Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь - символ ереси; по другим сведениям сова - представитель светлых сил, выполняющий функцию Божьего ока, чтобы на страшном суде свидетельствовать против алхимиков).

Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе - явная пародия на ангельский концерт.Бородатый человек в цилиндре, изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет их действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки

На заднем плане алтаря пламя пожара выхватывает из мрака опушку леса, красными и желтыми бликами отражается на поверхности реки, отбрасывает багровые отсветы на плотную стену леса.Босх не только мастерски передает эффекты воздушной перспективы, но и создает ощущение воздуха, окрашенного светом.Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.
ДЕТАЛИ:
Женщина с чашей причастия.

Ни в католической, ни в православной церкви женщина не допускается священнодействовать, и в частности совершать таинство причащения. Босх изображает здесь ведьму, в чаше которой не кровь Христа, а алхимический эликсир жизни,изготовленный с помощью черной магии

Черная, белая и красная фигуры.

Они олицетворяют собой три одноименные фазы трансформации вещества в ходе алхимического процесса. Кувшин и стакан на столе тоже наполнены эликсиром, сваренным бесами.

Уродец с яйцом в руках.

Это выкидыш, символизирующий алхимического гомункулуса - человекоподобного существа, созданного искусственным путем, иными словами, человека из пробирки. В руках он держит философское яйцо, в котором вызревает философский камень - реактив, способный превращать металлы в золото.

Человек с костылем.

Босх намекает на тайные обряды посвящения, принятые у алхимиков, во время которых новый адепт должен был снять ботинок с ноги и оголить колено. Это дает повод предположить, что художник сам некогда входил в один из тайных союзов.

Руины, в которых совершается месса

Это символ атанора - алхимической печи, в которой происходит трансмутация вещества.

СОВА.
Единственный представитель светлых сил в этой сцене. Она выполняет функцию Божьего ока, чтобы на Страшном суде свидетельствовать против алхимиков.
Теперь присмотримся к сцене справа.

Здесь речь идёт о бегстве в Египет.
Справа - большой глиняный кувшин с ногами, заменяющий заднюю половину мула, над несуществующей передней половиной которого парит верхом бестелесный крылатый воин с семенем чертополоха вместо головы (чертополох - символ первородного греха).
Слева - рыцарь, с черепом лошади вместо шлема, играющий на лютне

Перевернутый глиняный кувшин.
Так обозначался один из двух способов получения философского камня - «мокрый». У Босха кувшин представлен в виде коровьего зада.
Красное яйцо-это философский камень.

Сухое дерево-это одновременно и символ «сухого» способа создания философского камня, и символ греха, который сушит и убивает душу. Запеленатый ребенок - еще одно изображение гомункулуса.

Алхимическая Библия.В книге, которую держит священникеретик, нет букв - одни точки.Очки-символ ложного знания.Перевернутая воронка-символ обмана.
Крыса-символ богохульства.

На переднем плане - адская флотилия: рыба-лодка, подобная той, что изображена на левой створке, лодка - безголовая утка и лодочка-скорлупка. Погребенный внутри утки-гондолы кричащий человек в очках, распятый на парусе остов ската, тоже как будто издающий крик - дырой между сухих плавников.

ЛЕВАЯ СТВОРКА

На левой створке триптиха Св. Антония мы видим просто легион демонов. Их разнообразие и формальная изощренность изображения необычны даже для него.
В пейзаже средней части створки фантастическое соединено с реальным - склон холма оказывается спиной стоящего на четвереньках персонажа, а трава - его плащом. Его зад возвышается над входом в пещеру, которую одни исследователи считают пристанищем святого, а другие - публичным домом.

Среди них есть красная рыба на металлических колесах с готической башней на спине, из пасти которой вылезает другая рыба, из которой, в свою очередь, торчит хвост третьей.

Наружность монстров вступает в противоречие со средой их обитания, так, по небу Антония несут демоны в обличье рыб и грызунов.
Два монаха и человек, в облике которого некоторые исследователи видят автопортрет Босха, помогают Св. Антонию дойти до кельи после изнурительной битвы с дьяволом, поднявшим его в воздух, - данная сцена изображена выше, на фоне неба. Антоний и его спутники совершают переход по дощатому мосту (переход, лишенный смысла, как пишут некоторые ученые).

В нижней части под мостом через покрытый льдом ручей бесовская шайка слушает монаха, читающего неразборчивое письмо. К этой группе приближается птица на коньках, несущая в клюве послание с надписью «жирно» - насмешка над священниками, наживающимися на торговле индульгенциями.

ПРАВАЯ СТВОРКА

На правой створке святой окружен разнообразными искушениями. На переднем плане сидящий на земле живот человека, пронзенный непомерно большим кинжалом, а также таинственное действо вокруг стола рядом с ним символизируют грех чревоугодия и, если брать еще шире - сладострастия. Сатана в образе обнаженной женщины - царицы бесов - под «шатром Венеры» - персонифицирует грех вожделения и прелюбодеяния, а также иллюстрирует сцену искушения из жизнеописания Антония.

Накрытый стол, который поддерживают обнажённые бесы, - изображение последнего искушения святого - греха чревоугодия. Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога).

Немало здесь и посылок к чёрной магии - среди искушений святого, изображённых в центральной части триптиха, присутствуют и чёрная месса, и шабаш, на который, видимо, спешат две фигуры, летящие на рыбе. Считается, что дьявол помогает колдунам лететь до места бесовского сборища.

Существует около 20 копий триптиха - полных и (чаще) фрагментарных, из которых, пожалуй, самая точная и полная (датируемая 1520-30 гг.) находится в брюссельском Музее старинного искусства.

Триптих Иеронима Босха наглядно раскрывает тему присутствия дьявола в этом мире, демонстрирует исключительную силу и изобретательность его воинства. Св. Антонию удается противостоять воинству Сатаны, через размышления и молитвы старец преодолевает все искушения и приходит к вечному спасению.

Текст с подробными иллюстрациями http://maxpark.com/community/6782/content/3294388


Top