Поморские суда. Старинная поморская лодка карбас. «Енисейский морской ход»

Асламка, осламка - парусное 1-, 2-мачтовое транспортное или промысловое судно, используемое на Каспийском море и в низовьях Волги. Длина 12-15 м, ширина 2,4-2,7 м, осадка 0,6-1,2 м, грузоподъёмность до 30 т.

Багала (от араб, «багл» - «мул») - арабское торговое парусное судно с косым вооружением. Использовались в VIII - XVII вв. Две мачты, длина 30-40 м, ширина 6-8 м, высота борта 3-5 м, грузо­подъёмность 150-400 т.

Барк (гол. bark), 1) парусный 3-мачтовый военный корабль XV - XVI вв. водоизмещением ок. 400 т (Средиземноморье). Имел фок- и грот-мачты с прямыми парусами и бизань-мачту со стеньгой. 2) Морское парусное транспортное судно (3-5 мачт) с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты). Водоизмещение до 10 000 т. Использовались до 30-х гг. XX в.

Барка (итал. barca , франц. barque), 1) парусно-гребное беспалубное рыбацкое, иногда - каботажное, судно. Впервые появились в Италии в VII в. Длина 10 м, ширина ок. 2 м, высота борта ок. 0,6 м, вместимость до 20 чел. 2) Лёгкое быстроходное судно, использовавшееся в западноевропейских странах в эпоху позднего Средневековья 3) Большое грузовое несамоходное судно типа баржи, применявшееся с начала XVIII в. на крупных реках России. Длина до 64 м, ширина до 17 м, грузоподъёмность до 1700 т.

Баркалон, баркалона (итал. barca longa) - парусно-гребное военное судно XVII - XVIII вв. Имело одну мачту с большим косым парусом, артиллерийское вооружение: до 10 пушек. Использовались в Испании, потом в Англии и Франции. В России баркалоны строились только для Азовской флотилии и имели длину до 36,5 м, ширину до 9,2 м, осадку до 2,5 м, артиллерийское вооружение: 26-44 пушки.

Баркарола (итал. barcarola) - итальянское прогулочное судно типа гондолы, вмещало 4-5 чел.

Баркас, барказ (гол. barkas), 1) небольшое парусное рыбацкое или транспортное судно, применявшееся на Чёрном и Азовском морях. Имело парусное вооружение яла, с кливером на коротком горизонтальном бушприте. Длина 8-12 м, ширина 2,4-3 м, высота борта 1-13 м, осадка около 0,75 м. 2) Корабельная шлюпка или речное несамоходное судно типа баржи длиной 60-80 м с низкими бортами и высокими надстройками (лабазами).

Баркентина (англ. barkentine) - морское парусное судно. Имело 3-6 мачт и прямые паруса на фок-мачте и косые на остальных. Строились в XIX - начале XX в. и использовались для торговых и учебных целей.

Биландр (гол. billander , от bij - «рядом», lander - «суша») - небольшое парусное 2-мачтовое каботажное судно. Использовались в Нидерландах в XVIII - XIX вв.

Бот (гол, boot), 1) Общее название небольших (водоизмещением до 150 т) гребных, парусных или моторных судов различного назначения. Ввиду ограниченной мореходности используются только в прибрежных морских районах. 2) В XVII - XIX вв. небольшое гребное или парусное 1-мачтовое судно длиной 11-18 м, шириной 3- 4,5 м с косым парусным вооружением типа тендера. Служили для снабжения судов, стоящих на рейде, для связи, разведки, десантных операций, ближнего или абордажного боя и др. целей. Вооружение: 2-20 малокалиберных пушек (в основном Фальконетов). Большие боты имели водоизмещение до 60-80 т, экипаж до 36-40 чел. Существовали боты разных типов: вадбот, вельбот, гросбот, кавасаки, краб-бот, листер-бот, пакетбот, снагбот, фангсбот, хачбот, шхербот и др. В России боты известны с XV - XVI вв.

Бота - рыбацкая лодка с высокими оконечностями, большим развалом бортов, применялась в XIX в. у берегов Камчатки.

Бриг (англ. brig), 1) парусный 2-мачтовый военный корабль XVIII - XIX вв. с прямым вооружением на обеих мачтах и косым парусом (контр-бизанью) на грот-мачте. Использовался для крейсерской, разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также для конвоирования торговых судов. Водоизмещение 200-400 г. длина до 32 м, ширина8-9 м, экипаж до 120 чел., артиллерия до 24 пушек. 2) 2-мачтовое торговое судно XVIII - XIX вв. с парусным вооружением, аналогичным военному бригу. Длина 27-34 м, ши­рина 7-9 м, высота борта 3,5-5,5 м.

Бригантина, шхуна-бриг (итал. brigantino , от brigante - «разбойник»), 1) небольшое парусно-гребное быстроходное судно Средиземноморья в XVI - XVIII вв. Имело 8-16 пар вёсел, 1-2 мачты с треугольными рейковыми парусами (венецианская бригантина имела длину 19 м, ширину 3,4 м). Часто использовалась алжирскими, далматинскими, тунисскими пиратами. Российские бригантины, введённые Петром I , имели 2 мачты, 12-15 пар вёсел, 2-3 орудия, могли перевозить 70 чел. 2) Парусное 2-мачтовое судно XVII - XIX вв. с прямым вооружением на фок-мачте и косым на гр o т-мачте. Бригантины входили в состав военных флотов как посыльные и разведывательные суда. Водоизмещение до 300 т.

Бугалет (англ. bugalet) - небольшое английское парусное 2-мачтовое каботажное судно. На обеих мачтах несло четырёхугольные паруса, и грот-мачте - дополнительный топсель, на бушприте - 2 кливера.

Бударка, будара - парусная грузовая или рыбацкая лодка, плоскодонная, 1-мачтовая, с люгерным или шпринтовым парусом. Использовались на Каспийском море и южных реках России. Длина 5-8 м, ширина 1,3-1,6 м, осадка 0,3-0,4 м.

Вельбот (англ. whale - boat - «китобойная лодка») - мореходная парусно-гребная шлюпка с рулевым веслом.

Верея, верейка (от англ. wherry - «шлюпка», «ялик») - небольшое английское грузовое парусное судно прибрежного плавания. В России такие суда служили для осады приморских крепостей при Петре I . Длина 15-18 м, ширина 3,6-4 м, осадка 0,7-1,2 м, грузоподъёмность 20-30 т.

Галеас (от итал. galeazza - «большая галера»), 1) парусно-гребной военный корабль в европейских флотах в XVI - XVII вв. Длина до 80 м, ширина до 9 м, один ряд вёсел с каждого борта (до 10 гребцов на весло), 3 мачты с косыми парусами, 2 больших кормовых рулевых весла, 2 палубы. Вооружение до 70 пушек разного калибра, экипаж свыше 800 чел. 2) В XVIII - XIX вв. небольшое 2-мачтовое транспортно-рыболовное судно, применявшееся в странах Северной Европы.

Галера (итал. galera) - военное гребное судно, существовавшее в VII - XVIII вв. во флотах почти всех европейских стран. Длина до 60 м, ширина 7,5 м, 32 весла на борт. Экипаж ок. 450 чел. Основным оружием галеры до середины XIV в. были надводный таран и метательные машины, позднее стали использоваться пушки.

Галион (исп. galeon), 1) парусный военный корабль, использовавшийся во флотах Англии, Испании и Франции в XVI - XVII вв. Длина около 40 м, ширина 10-14 м, водоизмещение 500-1400 т, 3-4. мачты. Обладали невысокой мореходностью из-за высоких бортов и громоздких надстроек. Часто использовались для перевозки переселенцев в Америку. 2) Испанское парусное судно для прибрежного лова сардин. Имеет 2 мачты с люгерным вооружением; длина около J 5 м, ширина около 7 м, экипаж на промысле до 20 чел.

Галиот (франц. galiote), 1) небольшая быстроходная галера 1-й половины XVII в., имевшая до 25 пар вёсел и одну мачту. Часто использовалась для метания горючей смеси («греческого огня»). 2) Небольшое транспортное 2-мачтовое судно, применявшееся в Германии и скандинавских странах в XVIII - XIX вв. Длина 32- 42 м, ширина 6,4-8,5 м, осадка до 2,8 м, грузоподъёмность до 600 т.

Гемам - парусно-гребной мелкосидящий (осадка ок. 2 м) корабль шведского шхерного флота. В России гемамы строили в начале XIX в. для военных действий на Балтике. Имели 2 мачты, до 10 пар вёсел, артиллерийское вооружение: 30-32 пушек.

Голет (франц. goulette - «шхуна») - парусно-гребной 2-мачтовый корабль русского шхерного флота конца XVIII - начала XIX в. Длина 18-20 м, рангоут и оснастка по типу шхуны. Имел до 14 пушек. Применялись главным образом на Чёрном и Азовском морях.

Гондола (итал. gondola), 1) небольшая гребная лодка для сообщения галер с берегом. 2) С XI в. в Венеции одновёсельная плоскодонная лодка для плавания по каналам. Длина около 10 м, ширина ок. 1,3 м.

Гуари - небольшое 1-, 2-мачтовое судно с треугольными парусами. Использовалось во Франции в XIX в.

Гукор (англ. hooker) - парусное судно XIII - XVIII вв. Первоначально строились в Нидерландах как рыбачьи лодки. Впоследствии использовались во всех странах Северной Европы, в XVII - XVIII вв. - как военный транспорт. Имели 2-3 мачты, грузоподъёмность 60-200 т, вмещали до 300 чел.

Доггер (англ. dogger от гол. dogge - «треска») - парусное 2-, 3-мачтовое рыболовное судно с гафельным вооружением, водоизмещением ок. 150 т. Появились примерно в XTV в.

Дощаник - плоскодонное палубное судно, передвигалось на вёслах, под прямым или косым парусом или на буксире. Длина 15-25 м, ширина 4-6,5 м, высота борта 0,8-1,5 м, осадка до 1,2 м, грузоподъёмность 30-80 т. Впервые дощаники появились в древнем Новгороде в XII - XIV в., позднее использовались на реках России.

Дракар - парусно-гребное военное беспалубное судно VIII - X вв. Имело мачту с четырёхугольным парусом, рулевое весло в корме, по бокам укреплялись металлические щиты для защиты гребцов. Боевое судно викингов, обладавшее высокой мореходностью.

Забара - небольшое грузовое судно, применялось во Франции и Испании для каботажного плавания в районе Бискайского залива в XIX в. Грузоподъёмность до 80 т.

Иол, 1) небольшое парусное 2-мачтовое судно, использовалось на Балтийском и Чёрном морях в конце XVIII - начале XIX вв. для сторожевой и разведывательной службы. Длина до 15 м, ширина до 4 м, осадка более 2 м, 3-7 пушек небольшого калибра. 2) Тип 2-мачтового парусного вооружения яхты.

Кааг - небольшое 1-мачтовое торговое судно с малой осадкой, применявшееся в Нидерландах в XVIII - XIX вв. для прибрежного и речного плавания.

Каботьер (франц. cabotier) - плоскодонное судно с удлинённым корпусом. Первоначально каботьеры строили во французской провинции Нормандия. В конце XIX в. их применяли для грузовых перевозок по реке Сене.

Кавасаки, 1) в Японии плоскодонное рыбацкое судно. Длина около 13 м, ширина около 3 м, высота борта 0,7 м, экипаж до 13 чел. Имело одну съёмную мачту и прямой парус из тонкой циновки (площадью 32 м 2). 2) На российском Дальнем Востоке рыбацкий парусный или моторный бот водоизмещением до 14 т.

Каик (тур. kayik) - небольшое рыболовное парусное судно, применявшееся на Ближнем Востоке и Средиземном море. Парусное вооружение: шпринтовый грот, прямоугольный топсель, фока-стаксель и несколько кливеров

Каравелла (птал. caravella) 1) морское 1-палубное парусное судно с высокими бортами и надстройками в носовой и кормовой части, применялось в XIII - XVII вв. в странах Средиземноморья. Длина 15-35 м, ширина 4,3-9 м, осадка 2-4 м, водоизмещение 200-400 т, имела 3-4 мачты. 2) До XV в. небольшое португальское рыболовное судно.

Каракка (франц. caraque) - большое парусное судно. В XIII - XVI вв. строились сначала в Португалии и Венеции, а затем в Англии и Франции. Применялись для военных и торговых целей. Длина до 36 м, ширина до 9,4 м, водоизмещение до 1600 т, до 4 палуб, 3-5 мачт. Фок- и грот-мачты несли прямое парусное вооружение, бизань-мачта - косое. На фок- и грот-мачты часто ставили дополнительно марсели. Вооружение: 30-40 пушек.

Караколой - парусно-гребное 1-мачтовое судно. Строилось в XVII - XIX вв. в Индонезии.

Каракора - лёгкая лодка, применявшаяся в XVI - XIX вв. на Больших Зондских островах. Имела мачту из тростника и прямоугольный парус.

Карамуссал (от тур. kara - «чёрный» и mursal - «посол») - турецкое грузовое судно Средних веков. Имело 2 мачты (с прямым и косым парусом), а также бушприт с кливером. Строили эти суда из древесины платана и красили в чёрный цвет.

Каюк, 1) гребной или парусно-гребной долблёный чёлн на Чёрном или Азовском морях. 2) Парусно-гребное речное грузовое судно северных поморов. Длина 15-24 м, ширина 3,6-5 м, высота борта 2,1-2,7 м, осадка 1,2-1,5 м, грузоподъёмность 16-50 т, экипаж 6-20 чел.

Кеч {англ. ketch), 1) небольшое 2-мачтовое судно с косым парусным вооружением, появилось в XVII в. в Англии и Северной Америке как рыболовное и торговое судно. 2) Тип современного 2-мачтового парусного вооружения с косыми парусами.

Киржим - небольшое парусно-гребное судно прибрежного плавания для перевозки грузов и рыбной ловли в южной части Каспийского моря. Длина 4,5-8,5 м, экипаж 3-4 чел. Имеет прямой парус.

Кирлангич (от тур. kirlangic - «ласточка») - быстроходное парусно-гребное судно для посыльной и разведывательной службы. Имело 1-2 мачты с косыми парусами. В России в XVIII в. строили такие суда на Чёрном море. Длина около 22 м, ширина 7,6 м, осадка 2,4 м.

Клипер {англ. clipper от clip -«сокращать»), 1) быстроходное морское парусное судно XIX в. для перевозки ценных грузов и пассажиров. Имело 3-4 мачты. Водоизмещение 1000-2000 т, скорость 18-20 узлов (до 37 км/час), несло большое количество парусов. 2) Парусный или парусно-паровой (винтовой) быстроходный военный корабль XIX в. (дозорная, разведывательная посыльная служба). 3) Парусное рыболовное судно США первой половины XX в.

Кнорр - мореходное торговое судно викингов. Длина до 15 м, ширина до 5 м, осадка до 2 м.

Корвет (франц. corvette), 1) Парусный военный корабль XVIII - XIX вв., посыльное и разведывательное судно, иногда участвовавшее в крейсерских операциях. Парусное вооружение такое же, как у фрегата, артиллерийское вооружение до 40 пушек. 2) Современный боевой корабль ВМФ водоизмещением до 1600 т.

Корриера (от итал. согпега - «почта») - небольшое итальянское парусное судно конца XVIII - начала XIX в. Применялось для почтовой и посыльной службы.

Косная лодка, коснушка - речная парусно-гребная транспортная лодка со шпринтовыми парусами на двух мачтах. Отличалась легкостью хода, применялась на реках России.

Коф (гол. kuff) - небольшое голландское парусное судно прибрежного плавания в XVI - XIX вв. Чаще всего кофы имели парус ное вооружение кеча; в случае больших размеров вооружались как барк или шхуна и носили название коф-барк или шхуна-коф.

Коч - парусно-гребное промысловое судно северных славян-поморов XI - XIX вв. Плоскодонные 1-палубные суда, длина 10- 15 м, ширина 3-4 м, осадка 1-1,5 м. Прямой парус, 1 мачта. В XVI - XVII вв. применялись за Уралом и в Сибири. Размеры возросли: длина 20-25 м, ширина 5-8 м, осадка до 2 м, команда 10-15 чел., дополнительно до 30 чел. промысловиков.

Кочерма - турецкое парусное 1-мачтовое судно XIX в.

Кулаз, кулас - парусная рыбацкая лодка, длина 6,5 м, ширина 1,2 м, грузоподъёмность 1-1,5 т. Применяется в южной части Каспийского моря.

Кунгас - дальневосточное парусное рыбацкое или транспортное судно прибрежного плавания. Длина 12-22 м, ширина 2,5- 5,7 м, высота борта 1-1,8 м, осадка 0,5-1,3 м, грузоподъёмность 20-50 т.

Кутгер (нем. Kutter) - парусное рыболовное, реже грузовое судно, применявшееся в XIX в. на южном побережье Балтийского и Северного морей. Имело палубу, 2 мачты с косыми парусами и бушприт с 1-2 кливерами. Длина ок. 18 м, ширина ок. 5,8 м, высота борта ок. 5,4 м, грузоподъёмность ок. 100 т.

Лансон - 1-, 2-мачтовое парусное промысловое либо каботажное судно, применявшееся на Чёрном море в XVIII - XIX вв. Длина до 21 м, ширина до 6 м, осадка до 2,5 м. Использовались во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг., имели 4-8 пушек, 1-2 мортиры.

Лантша (малайск. lanchang) - небольшое парусное судно, применявшееся в XIX -начале XX вв. в районе Малайского архипелага. Имело 2-3 мачты. На фок- и грот-мачтах крепились люгерные паруса, на бизань-мачте - гафельный. Имело бушприт с 1-2 кливерами.

Линейный корабль, линкор - в парусном флоте конца XVII - середины XIX вв. наиболее крупный боевой 3-мачтовый корабль с сильным артиллерийским вооружением (60-130 пушек). К середине XIX в. водоизмещение линкоров достигло 5000 т, экипаж - 800 чел.

Люгер (англ. lugger), 1) небольшое парусное рыболовное судно конца XIX - начала XX вв. с рейковым (люгерным) парусным вооружением. Имело 2-3 мачты. 2) Небольшой военный корабль XIX в. с рейковым парусным вооружением, использовался в ряде европейских стран для посыльной службы. Длина до 25 м, ширина до 6,5 м, осадка до 3,5 м. Вооружение: 10-16 небольших пушек.

Облас - речное парусное грузовое судно, применявшееся в XIX в. на северных реках России.

Паландр - турецкое парусное судно XVI в. для перевозки лошадей.

Пакетбот, 1) небольшое 2- или 3-мачтовое парусное почтово-пассажирское судно, в XVII - XIX вв. применявшееся в некоторых странах Европы. 2) В Англии в XVII в. судно, предназначавшееся только для перевозки почты между своими и иностранными портами и регулярной связи с колониями. 3) В России в XVII - XIX вв. судно имевшее водоизмещение 200-400 т и вооружённое несколькими пушками.

Паузок - парусно-гребное плоскодонное судно, встречавшееся главным образом на северных реках России. Были беспалубными, с одной мачтой, имели длину до 24 м и грузоподъёмность до 120 т. Обычно ходили вместе с большими судами и служили для снятия с них груза на мелководье.

Перама - небольшое парусное грузовое судно прибрежного плавания (Средиземноморье, в частности Турция). Парусное вооружение люгерного типа, иногда прямое. Длина ок. 20 м, ширина 3.5- 4 м.

Пиата (от итал. piatto - «плоский») - плоскодонное судно для разгрузки и погрузки судов, стоящих на рейде, применялось в Италии в XIX в.

Пинасе (франц. pinasse , англ. pinnace), 1) небольшое парусное судно типа флейт, применявшиеся в странах Северной Европы в XVI - XVII вв. Имело плоскую корму, 2-3 мачты, служило в основном для торговых целей. 2) В настоящее время название открытой гребной шлюпки английских ВМС (иногда оснащённой вспомогательным двигателем). 3) Парусное рыболовное судно с приподнятым носом и острой кормой. Используется в водах Бискайского залива.

Питер-бот (англ. peter - boat) - парусно-гребной рыболовный бот, широко применявшийся на реке Темзе в Англии.

Плейт (англ. playte) - парусное судно, служившее в XV в. в Англии для перевозки грузов и пассажиров между портами Англии и Франции.

Прам (гол. praam), 1) плоскодонное парусное (1-мачтовое) судно, применявшееся в XVII в. в Нидерландах для перевозки грузов по рекам. 2) Плоскодонный парусный корабль с сильной артиллерией (до 44 пушек крупного калибра, иногда - несколько мортир). 3) В Швеции в XVII в. военное судно, использовавшееся в прибрежных районах и на реках для бомбардировки крепостей и укреплений противника. 4) В России в XVIII в. такие суда служили для защиты Кронштадта с моря. Их длина 35 м, ширина 10,6 м, осилк.1 до 3 м. В это же время на Балтике строили и полупрамы вдвое меньших размеров.

Раньшина, ранщина - парусно-гребное 2-, 3-мачтовое промысловое судно северных славян (поморов) XI - XIX вв., приспособленное для ранневесеннего лова рыбы и морского, зверя в тяжелых ледовых условиях. Имело яйцевидную форму днища и прямой наклонный форштевень. Грузоподъёмность 25-70 т.

Расшива - парусное грузовое судно, использовавшееся в конце XVII - начале XIX вв. в бассейне Волги и на Каспийском море. Длина 30-50 м, ширина 10-12 м, высота борта до 2,7 м, осадка 1,2-1,8 м, грузоподъёмность 100-500 т. Мачта высотой 20-30 м, большой прямой рейковый парус, скорость с грузом 60-80 км в день по течению и 30 км - против течения. При штиле и встречном ветре расшиву тянули бурлаки.

Саколева - небольшое парусное торговое судно, встречавшееся в Эгейском и Чёрном морях. Имела до трёх мачт (одна - с прямыми парусами, две другие - с косыми); длина 12-15 м, ширина 3,5-5 м.

Свойская лодка - парусно-гребная рыбацкая лодка для прибрежного морского лова, использовавшаяся на Каспийском море. Имела 2 мачты с рейковыми парусами, крытые бак и ют. Отличалась малой осадкой (до 0,45 м) и передвигалась во время лова с помощью шестов. Экипаж 4 чел.

Скампавея (от итал. sampare - «исчезать» и via - «прочь») - малая галера, небольшой гребной корабль русского шхерного флота XVIII в. Заимствована у итальянцев. Представляла собой уменьшенную на 30-40% копию венецианской галеры и предназначалась для разведки, перевозки войск, высадки десанта, абордажного боя в шхерах. Длина 22 м, ширина около 3 м, осадка 0,7 м, 12-18 пар вёсел, 1-2 мачты с косыми парусами. Вооружение: 1-2 легкие пушки. Вместимость до 150 чел.

Струг, 1) плоскодонное парусно-гребное судно восточных славян VI - XIII вв., промежуточное по размерам между чёлном и ладьёй, Струг вмещал 10-12 чел., использовался для перевозки людей и грунт по рекам и озёрам. Имел 10-12 пар вёсел, съёмную мачту с небольшим прямым парусом, который ставили при попутном ветре, и приспособление для транспортировки волоком. Длина 20-45 м, ширина 4-10 м. 2) В XVI - XVII вв. небольшие струги использовались для защиты речных торговых караванов от разбоя. Вооружение: лёгкие пушки (басы), вместимость 60-80 воинов (стрельцов). Струги были следующих типов: палубный, светличный, подъёмный, мыльный, морской, чердачный, адмиральский, дворцовый. В конце XVII в. струги использовал Пётр I для переброски войск при осаде Нарвы и Азова.

Тарида - парусно-гребное судно длиной 30-35 м, применявшееся в странах Средиземноморья в XII - XIV вв. Использовалось как торговое и военно-транспортное.

Тартана {итал. tartana - «маленькое судно»), 1) парусное военное и торговое судно, использовавшееся в Средиземноморье в Средние века. Имело одну палубу, 2-3 мачты с косыми парусами. 2) Лёгкий боевой 2-мачтовый корабль XVIII в. с косыми парусами и несколькими пушками. 3) В настоящее время 1-мачтовое парусное судно для каботажных перевозок и рыболовства (Средиземное море). Длина 8-20 м, ширина 3-4,5 м.

Требака, трабакколо {итал. trabaccolo) - парусное грузовое или рыболовное судно каботажного плавания, использовавшееся на Средиземном, Чёрном и Азовском морях. Длина ок. 28 м, ширина ок. 6 м., высота борта 1-2 м, парусное вооружение рейковое, на

бушприте 2 кливера.

Трекатр - небольшое парусно-гребное грузовое судно, использовавшееся в бассейне Средиземного и Чёрного морей. В военное время использовались для перевозки грузов и войск и имели на борту до 10 небольших пушек.

Туер, туерное судно (от англ. tow - «тянуть») - судно, передвигающееся посредством подтягивания непрерывной цепи (троса), проложенной по дну реки или канала.

Тузик - небольшая (длина не более 3 м) шлюпка на судне, используемая для сообщения с берегом, завоза якоря и других судовых работ

Тунбас - мореходное парусное грузовое судно Турции XVII - XVIII вв. Часто использовалось для десантных операций.

Унжак (название по реке Унжа, притоку Волги) - деревянное грузовое судно, использовалось в XIX - XX вв. на реках России, в том числе мелководных. Длина 50-60 м, ширина ок. 14 м, грузоподъёмность 300-450 т. Беспалубное судно с наклонным форштевнем.

Учан - новгородское плоскодонное парусно-гребное грузовое судно XIII - XV вв. Размером несколько больше, чем чёлн.

Ушкол - лёгкое парусно-гребное морское судно турецкого флота XVII в. Использовалось в основном на Чёрном и Азовском морях для охраны торговых караванов. Имело одну мачту с косым парусом.

Ушкуй - новгородское парусно-гребное плоскодонное судно XIII - XV вв. Имел съёмную мачту, вмещал до 30-40 чел. Использовался новгородскими разбойниками - «ушкуйниками» для набегов на соседние земли (главным образом верхневолжские).

Фелюга, фелука {итал. feluca от араб, «фулука» - «лодка»), 1) лодка на средиземноморских галерах, служившая для связи с берегом и между судами. Имела 3-5 пар вёсел, мачту с косым парусом. 2) Небольшое парусное судно прибрежного плавания в странах Средиземноморья для перевозки грузов и рыболовства. Имела 1-3 короткие мачты с косыми парусами, иногда и вёсла. Использовалась греческими пиратами (тогда на борту было 6-8 пушек). 3) На Чёрном и Азовском морях парусно-гребная или парусно-моторная рыбацкая лодка с косым четырёхугольным парусом. Длина 6 м, ширина ок. 2 м, осадка ок. 0,5 м, грузоподъёмность 5-6 т.

Флейт {гол. fluit) - парусное транспортное судно Нидерландов XVI - XVIII вв. На фок- и грот-мачтах стояли прямые паруса, на бизань-мачте - бизань и топсель. На флейтах впервые появился штурвал. В России такие суда входили в состав Балтийского флота с XVII в.

Флибот (франц. flibot) - небольшое плоскодонное парусное судно грузоподъёмностью до 100 т, применявшееся в XVIII - XIX вв. в Нидерландах для лова рыбы.

Фрегат (гол. fregat), 1) в XIII - XVI вв. парусно-гребное посыльное судно с 4-5 парами вёсел и косым парусом. 2) В XVIII в. самый крупный парусно-гребной корабль шхерного флота (с 12-18 парами вёсел и примерно 38 пушками); в русском флоте применялся с конца XVHI в. 3) В XVIII - XX вв. 3-мачтовый парусный или парусно-паровой военный корабль с полным парусным вооружением. При включении в боевую линию фрегаты носили название линейных кораблей. Артиллерийское вооружение до 62 пушек. С середины XIX в. на фрегаты стали помещать паровые машины и гребные колёса, а также гребные винты (пароходофрегаты), а с 1860 г. - броню (броненосные фрегаты). 4) В настоящее время корабль ВМС, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок, противолодочной, противовоздушной и противоракетной обороны кораблей и транспортов, имеют водоизмещение до 4000 т, скорость 30 узлов (55,5 км/час), вооружены ракетными комплексами, несут 1-2 вертолета.

Фуста (итал. fusta) - малая быстроходная венецианская галера XIII - XVI вв. Длина ок. 27 м., ширина ок. 4 м.

Хачбот (англ. hatch boat - «судно с садком») - рыболовное судно с разборной палубой и одним или несколькими закрывающимися садками для живой рыбы, применявшееся в США до середины XX в.

Хой (гол. heu) - небольшой парусно-гребной бот, применявшийся преимущественно в Голландии в эпоху парусного флота для перевозки пассажиров и грузов с берега на большие суда.

Хойер (нем. Heuer) - промысловая лодка, применявшаяся рыбаками Померанского побережья Балтийского моря в конце XIX в.

Хольк, хулк (англ. hulk) - судно типа кога, примерно вдвое большее по размерам. Использовался в Англии, Франции и Нидерландах в XVI - XVII вв. в торговых целях. Имел 3 мачты, водоизмещение до 400 т.

Чайка - речное гребное судно запорожских казаков XVI - XVII вв., приспособленное для морских походов. Имели 12-15 пар вёсел, съёмную мачту высотой до 4 м с прямым парусом, который ставили при попутном ветре. Длина до 20 м, ширина 3-4 м, экипаж 50-70 чел., вооружение до 6 лёгких пушек.

Чектырме - лёгкое парусное грузовое судно турецкого флота с 1-2 мачтами. Грузоподъёмность до 50 т. В военное время использовалось как посыльное судно и имело на борту до 4 небольших пушек.

Шаланда (франц. chaland от греч. «шеландион»), 1) небольшое мелкосидящее несамоходное судно для портовой разгрузки больших судов, стоящих на рейде. 2) Рыбацкая парусная плоскодонная лодка с выдвижным килем, использовавшаяся на Чёрном и Азовском морях. Длина 7,5-8,5 м, ширина ок. 2,5 м, высота борта 0,8- 0,9 м, осадка 0,6-0,7 м, грузоподъёмность 3-5 т.

Шебека (итал. sciabecco , от араб, «шаббак») - парусно-гребное 3-мачтовое судно с косыми парусами, применявшееся в Средние века на Средиземном море для военных и транспортных целей. Имела до 40 вёсел и 30-50 пушек малого калибра. По конструкции шебека была близка к каравелле. В русском флоте шебеки появились в XVIII в. Длина 36,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,3 м.

Шкут, шкоут (гол. schoot) - парусное военное или транспортное, реже рыболовное судно, использовавшееся в XVIII - XIX вв. на Балтийском и Каспийском морях, Ладожском и Онежском озёрах, на Волге. Большие шкуты имели парусную оснастку фрегата, чалые - брига. Длина 17-45 м, ширина 4,5-8,5 м, осадка 1,2- 1,6 м; грузоподъёмность 150-500т, экипаж 12-18 чел.

Шлюп (гол. sloep), 1) в XVIII - XIX вв. парусный 3-мачтовый военный корабль с прямым парусным вооружением, промежуточный по размерам между корветом и бригом. Использовался для разведывательно-дозорной и посыльной служб. 2) Морское транспортное и рыболовное 1-мачтовое судно. 3) В период первой мировой войны тихоходный сторожевой корабль водоизмещением до 1000 т, скоростью до 16 узлов (29,6 км/час). 4) В настоящее время тип парусного вооружения спортивных судов.

Шмак, шмака - небольшое палубное парусное судно, применявшееся в XVII - XIX вв. для транспортировки грузов, перевозки пассажиров, лова рыбы в Северном и Балтийском морях. Имел парусное вооружение шлюпа или кеча в зависимости от размеров. В России 2-мачтовые шмаки с косыми парусами применялись в первой половине XVIII в. в качестве военных транспортов, а также для перевозки леса на Балтийском и Каспийском морях. Длина 18-27 м, ширина ок. 7 м, высота борта ок. 3 м, грузоподъёмность 40-140 т.

Шнек, шнека, 1) морское парусно-гребное судно скандинавских народов XII - XIV вв. Шнек был похож на дракар, но имел меньшие размеры, оснащался 1-2 мачтами с прямыми парусами, 15-20 парами вёсел, вмещал до 100 чел. 2) В XI - XIX вв. парусно-гребное рыбацкое судно северных славян (поморов). Плоскодонное беспа­лубное судно с мачтой высотой ок. 6 м, с прямым или шпринтовым парусом. Большие шнеки имели вторую мачту с гафельным парусом, а также кливер. Длина 7-12 м, ширина 2-2,5 м, осадка 0,6- 0,8 м, грузоподъёмность 2,5-4 т, экипаж до 4 чел.

Эльпидифор - транспортно-десантное паровое судно, применявшееся в составе русского Черноморского флота в период первой мировой войны. Водоизмещение ок. 1000 т, вооружение - малокалиберная артиллерия, численность десанта 500-1000 чел.

Яхта (англ. yacht , гол. jacht) - судно, оснащённое парусами или оборудованное механическим двигателем, предназначенное для прогулок, туризма или спорта. К яхтам относят малые парусные суда, независимо от их размеров и конструктивного типа. В зависимости от назначения, яхты бывают гоночными, крейсерско-гоночными, прогулочными и туристскими.

Заселение славянами Подвинья и Поморья началось в X-XI веках. Перетаскивая свои ушкуи через водоразделы (волоки), новгородцы постепенно вышли в бассейн Онеги и Северной Двнны, а затем и на берега Белого моря, вытесняя, а частично ассимилируя местные чудские племена. В 1218 г. летописи упоминают уже появившийся здесь первый город - Великий Устюг, началось широкое освоение просторов Севера.

Суровый климат не благоприятствовал развитию земледелия, поэтому основными занятиями населения были здесь рыбная ловля, промысел морского зверя, охота. Старинная поморская пословица «Море - наше поле» хорошо отражает эту действительность.

Судостроение здесь также имеет многовековую историю. Строительство лодий, шняк, сойм, кочей, карбасов и поморских судов других типов началось где-то в XIII веке. На местных плотьбищах - так назывались кустарные верфи - делали суда как для прибрежного сообщения, так и для дальних морских походов: плаваний по морю Белому, выхода на просторы Студеного моря, рейсов на Грумант, в Норвегию, на Матку (острова Новой Земли), в Мангазею. Благодаря развитому мореходству поморы освоили бассейн Северного Ледовитого океана от Скандинавского полуострова до устьев Оби и Енисея.


При Петре I встал вопрос о внедрении «новоманерных» судов. Двумя специальными указами (1714-1715 гг.) государь запретил строить лодьи, кочи и суда других старинных поморских типов, приказав «делати морские суды - галиоты, гукары, каты, флейты, кто из них (поморов - а в т.) какие хочет», чтобы через два года полностью заменить привычные старые суда построенными по западноевропейским образцам. Однако выполнить это явно не удалось, поскольку в 1719 г. потребовалось издать еще один указ, по которому «старые суды - лоди, карбусы соймы, качи и протчие» следовало «переорлить» (как мы бы сказали сейчас - зарегистрировать) и дать «на тех заорленных доходить, а вновь отнюдь не делати».

Как бы там ни было, но и в середине XVIII века можно было видеть те же поморские суда, правда, уже несколько видоизмененные под влиянием западных образцов применительно к местным условиям.

Что такое карбас

Наша статья посвящена карбасу. Если поморские суда других типов - лодьи, коми, шняки до наших дней не дошли, то карбаса в некоторых северных деревнях «шьют» и поныне.

Впервые сшивные карбаса упоминаются в 1591 г. в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря, но это вовсе не означает, что до того их не строили. Технология постройки «шитых» судов хорошо известна со времен Древней Руси: бортовые доски на них сшивали вицей, жгутом мочалы, жилами животных, а швы конопатили и просмаливали. В течение ряда столетий использовались доски «топорные» - так они именовались в старинных документах. Бревна кололи вдоль ствола клиньями, после чего обрабатывали топором. Доски получались толстыми и грубыми. Появление механизированной распиловки бревен на Севере относится к концу XVII - началу XVIII веков однако в обиход судостроителей «пильные» доски вошли не ранее 20-х гг. XVIII века.

О существовании каких-либо чертежей карбасов, как и поморских судов других типов, говорить не приходится, поскольку строились они без какой-либо, говоря сегодняшним языком, документации. Ремесло судостроения передавалось по наследству. Каждый мастер имел свои мерки в виде шестов с зарубками, при необходимости делал наброски прямо на песке. Неудивительно, что суда одних и тех же наименований отличались друг от друга. Можно говорить и о традициях - о местной манере постройки: беломорские берега - Зимний, Летний, Терский, Кемский - вносили в облик и конструкцию карбаса свои особенности. Карбас из Поморья распространился и в Восточную Сибирь и здесь также получил какие-то своеобразные черты.

Карбаса четко различались и по району плавания, и по назначению. Известны карбаса промысловые, разъездные, почтовые (кстати сказать, почта в некоторых беломорских деревнях перевозилась на карбасах вплоть до 50-х гг. XX века), грузовые, таможенные, лоцманские и т. д. На извозных карбасах перевозились богомольцы в Соловецкий монастырь (из Холмогор, а затем и из Архангельска); в таких «пассажирских» лодках размещалось до 45 человек, .обслуживали их 5 членов экипажа. Существовали и легкие карбаса, приспособленные для переброски грузов на более крупные глубокосидящие мореходные суда, поэтому лодьи и кочи обычно принимали на борт одну, а то и две такие лодки. Любопытно отметить, что в петровские времена карбаса использовали в качестве вспомогательных судов при военных действиях на Балтике.

В общем карбас был универсальной лодкой-тружеником, легкой и довольно мореходной. Обладая хорошей всхожестью на волну и достаточной остойчивостью, карбас практически не принимал внутрь брызг. Типичный карбас имел острую корму (впрочем, делали и транцевую), прямую линию киля (хотя на малых лодках встречалась криволинейная), вертикальный форштевень (мог быть и изогнутым), незначительно наклоненный в корму ахтерштевень (мог быть и вертикальным). Обшивка делалась кромка на кромку на мощных, редко поставленных шпангоутах (но могла быть и вгладь).

Если говорить о разнице в размерениях, то величину карбаса обычно характеризовали количеством пар весел (различали «тройник», «четверик», «пятерик», «шестерик»), а в некоторых мест - числом «иабоев», т. е. досок (поясьев) обшивки борта.

Рисунки с натуры и чертежи типичных карбасов впервые были выполнены в середине XIX века П. Богославским. Описания основных типов карбасов приводятся ниже по данным, приведенным в его книге «О купеческом судостроении в России» (Спб, 1859 г.)

Поморские палубные карбаса (с транцевой кормой) имели длину до 12,1 м, ширину до 2,1 м, высоту борта около 1,5 м и принимали до 8 т груза при осадке до 0,76 м. Строились такие суда в Холмогорах и в деревнях по Летнему берегу. Поясья обшивки соединялись между собой и крепились к набору деревянными нагелями и «сшивались» вицей. Имелась и внутренняя обшивка, которая, как и наружная в подводной части, смолилась. Надводная часть карбаса и мачты окрашивалась красной краской, кроме верхней части бортов, окрашиваемых всегда чернью или зеленью. На судне ставились две мачты. Передняя крепилась к форштевню, на ней поднимался прямой парус, называвшийся «носовым». Немного в корму от миделя ставилась вторая мачта, которая была выше передней; парус на ней назывался «большим». Имелся бушприт, но без кливера. Для откачки воды ставились помпы. Якорь был один - кошка весом до 130 кг с пеньковым канатом длиной до 40 м; поднимали его вручную.

Холмогорские карбаса, напоминавшие поморские, имели длину до 10,6 м и строились преимущественно в Холмогорском уезде, а также в Коле, Пустозерске и Мезени. В корме оборудовалась каюта - болок - для кормщика. Обычно длина этой кормовой надстройки не превышала I /4 длины корпуса. На таких грузовых карбасах доставляли в Архангельск уголь, дрова, смолу, камень и т. п.

Весновальный карбас, употреблявшийся во время весенних промыслов морского зверя, имел длину до 9,1 м, ширину 1,2-2,1 м, высоту борта от 0,61 до 0,9 м, осадку - 0,3-0,6 м. В носовой части карбас имел несколько большую полноту, чем в кормовой, корма делалась острой. На днище ставились два полоза («кренья»), облегчавших перетаскивание лодки по льду. Для гребли служили 6-8 весел. Ставились две мачты, а на карбаса меньших размеров - одна.

С целью предохранения при сжатии льдами корпусу придавалась «яйцевидная» форма - развал бортов доходил до 35 от вертикали; обшивку делали вгладь. Воду отливали плицей - черпаком на длинной ручке.

Речной карбас имел длину 6,4-8,5 м (иногда и более), а ширина всегда была несколько меньше 1/3 длины. Принимал груза от 650 до 1000 кг при осадке 0,3-0,6 м. Отличался хорошими ходовыми качествами и шел довольно круто к ветру.

Облас - это был большой карбас (до 10,6 м длиной при ширине до 1,5 м и высоте борта 0,6- 0,9 м), строившийся на берегах Ваги и Вычегды. Отличался от других типов карбасов лишь тем, что над его серединой, а иногда и над всем корпусом, возводился навес, по обеим сторонам которого ставились перила (порыски). Облас имел обычно одну мачту с прямым парусом и 2-4 весла.

Приморский карбас - это всегда одномачтовое судно; в каждой местности были свои традиции его постройки, касающиеся формы штевней, расположения банок и прочих деталей.

Постройка карбаса

Сооружение корпуса начинали с киля (матицы), для которого подбирали здоровое еловое дерево с естественным углом отгиба корня, близким к прямому, - для образования форштевня (носовой кокоры). Заднюю кокору с килем соединяли в замок. Закладку раскрепляли в нормальном положении - вниз килем, выбирали шпунт. Затем на киль ставили и крепили деревянными нагелями заготовленные заранее шпангоуты (опруги) из корней ели. После этого корпус обшивали досками, начиная от киля.

По другому варианту технологии на закладку в районе носовой и кормовой скулы устанавливали по одному мощному шаблону, к которым и подтягивали доски обшивки (нашвы). Соседние доски прижимались одна к другой и к шаблонам несколькими березовыми клещами, используемыми в качестве струбцин. Шпангоуты вставлялись с подгонкой по месту уже после установки обшивки. Носовые обводы выводились при этом более полными. Такая технология постройки карбасов была описана в середине XIX века С. Максимовым в его книге «Год на Севере». Таким же способом «шьют» карбаса и сегодня мастера в г. Каргополе (Петр Иванович Пономарев) иве. Долгощелье. В некоторых деревнях «шьют» на лекалах небольшие карбаса с клинкерной обшивкой и полозьями - креньями, но только полностью с гнутыми шпангоутами и с применением медных заклепок или железных гвоздей.

Обычно шпангоуты в верхней части имели сечение около 50X80 мм. Шпация составляла 0,8-1,0 м, но на самых больших карбасах между основными сосновыми шпангоутами иногда устанавливали по два-три дополнительных шпангоута, гнутых из еловых или лиственничных реек. Хорошими считались «самородные» шпангоуты, изготовленные из цельного корня ели, но иногда собирали их из двух половин с перекроем в районе киля.

Толщина сосновых досок обшивки зависела от размеров карбаса и чаще всего составляла от 18 до 22 мм. Доски укладывались сердцевинной стороной наружу, как говорили мастера - «шерстью по ходу лодки».

С древнейших времен и до начала XX века, а в некоторых деревнях (например, Плесецкого района) вплоть до 50-х гг. доски сшивались вицей (вичью). Вицы - так на Севере называют прутья - чаще всего делались из распаренных веток молодого можжевельника или его корней; использовали также вереск, тонкие стволики молодых елок или пеньковую веревку толщиной в 1/4 дюйма и тонкие ремешки сыромятной кожи.

Интересное описание технологии «шитья» карбаса сделал К. Бадигин при посещении им деревни Койда в 1951 г.: «Доски пришивают к шпангоутам 5-сантиметровым швом толстой еловой «ниткой» сечением около 10 мм. В длину доски сшиваются между собой вересковой ниткой диаметром 7-8 мм; шов при этом 2,5-сантиметровый. Отверстия для шитья быстро просверливаются специальным сверлом-дрелью в виде лука с кожаной тетивой. После протягивания деревянной нити каждое отверстие забивается клиньями - с наружной стороны сосновым, а с внутренней - из мягкой ели».

Швы утапливались в выдолбленные для них пазы и заливались смолой. Корпус при этом становился монолитным и водонепроницаемым. Места соединения деталей всегда прокрашивались горячей смолой; иногда сами детали предварительно обжигали для предохранения от гниения. Корпус конопатили; поскольку пакля считалась для карбасов роскошью, то их чаще конопатили мхом. Иногда между кромками досок прокладывали просмоленный пеньковый шнур. После конопатки корпус смолили изнутри и снаружи. В наши дни смолу добывают из корней сосны; в старину же смолу высокого качества, с красноватым оттенком, добывали из сосновых стволов. Сделанный по всем старым правилам, карбас служил долго - при хорошем уходе до 30 «вод», а то и более.

Срок службы карбаса зависел и от характера перевозимых грузов. Основные грузы - сало морского зверя, жир, соленая рыба, деготь и соль - защищали древесину. Следует заметить, что англичане специально вымачивали древесину, предназначенную для судостроения, в соленой воде и добавляли соль в конопатку. Страховое общество Ллойда даже продлевало срок действия своего сертификата, если корпус подвергался просаливанию. О пользе же пропитки корпуса жиром и говорить не приходится! Многие архангельские владельцы деревянных маломерных судов и сейчас каждую весну пропитывают корпус изнутри горячей олифой, а не окрашивают. Некоторые считают, что лучше делать это горячим трансформаторным маслом.

На готовый корпус устанавливались наружные привальные брусья, врезались банки (беседки). Крышу навеса или рубки (болка) выстилали берестой. Никакой меблировки и отделки каюта не имела: на пол укладывали шкуру белого медведя или оленя, либо просто ворох сена, прикрытый старым парусом.

Весла вырезали из сосны, их рукояти - иногда из березы.

Уключины на всех карбасах делали деревянными. Это были или парные штыри, между которыми вставляется весло, или одинарные, на которые весло надевается кожаной петлей. При рыбной ловле сетями применялись съемные деревянные штыри, устанавливаемые вблизи миделя; ближе к оконечностям, где уключины уже не мешают работе с сетями, ставились постоянные штыри, иногда использовавшиеся и для крепления снастей при ходе под парусами.

Следуя на промысел, поморы имели при карбасе небольшую выдолбленную из осины лодку - осиновку или тройник. Типичная осиновка имела длину до 4,5 м при ширине около 0,9 м и высоте борта около 0,5 м. Иногда строили такие лодки из сосны или ели.

Парусное вооружение

Итак, типичный карбас имел одну или две мачты с простым, как и сама лодка, прямым или шпринтовым (появившимся на Севере в XVIII веке) вооружением. С середины прошлого века прямые паруса на карбасах стали исчезать, а шпринтовые сохранились до наших дней. При столь несовершенном - с современной точки зрения - вооружении и отсутствии шверцев или шверта карбаса ходили сравнительно круто к ветру (до 50°). Приблизительные расчеты показывают, что площадь парусности примерно вдвое превышала произведение длины карбаса на ширину по ватерлинии.

Рангоут вырезали из сосны, в последнее время - из ели. По рисункам П. Богославского можно заметить, что на двухмачтовом карбасе высота большой мачты составляет 3/4 наибольшей длины корпуса, а высота носовой - на 10-20% меньше; длина шпринтова всегда равна 3/4 высоты мачты.

Для одномачтового карбаса высота мачты выбиралась равной 80-90% максимальной длины корпуса; устанавливалась мачта на расстоянии 1/3 длины корпуса от носа.

Грубый холст для шитья парусов ткали в деревнях. Фабричную парусину лучшего качества состоятельные судовладельцы покупали в городах - Архангельске или Онеге. Иногда, в XVI-XVII веках, парус изготовляли из равдуги (замши), а оснастку - из кожи морского зайца или моржа, чтобы при плавании в полярных широтах парус и снасти не обмерзали. В XVIII веке на снасти повсеместно стали использовать пеньковый трос.

Шпринтовый парус по передней шкаторине крепился к мачте слаблинем либо на сегарсах. На небольших лодках он поднимался и снимался вместе с мачтой.

Верхним концом шпринтов, растягивающий парус по диагонали, входил в петлю на нок-бензельном углу паруса, другим концом упирался в стропку, располагавшуюся в нижней части мачты не выше человеческого роста; это позволяло в случае необходимости быстро отдать шпринтов и сразу уменьшить площадь парусности вдвое.

Большая мачта двухмачтового карбаса могла иметь ванты; парус в этом случае поднимался фалом. Крупные карбаса могли иметь на топе мачты шкив, однако чаще просто делали отверстие, которое для лучшего скольжения фала смазывали жиром.

Шпринтовый парус управлялся шкотом и оттяжкой шпринтова, крепившейся за его нок. На небольших карбасах оттяжки шпринтова могло не быть, а ходовой конец шкота перекидывали через утку (или через банку) и держали непременно в руках, чтобы в случае резкого порыва ветра его можно было сразу же потравить. На крупных карбасах ходовые концы шкота и оттяжки крепились вместе на кормовой уключине или на деревянной утке, пришивавшейся изнутри к борту. При плавании без груза требовалось особое внимание к управлению парусами, так как карбас быстро набирал скорость, но так же быстро ее и терял, стоило только потравить шкот.


Когда парус не использовался, достаточно было прижать шпринтов вместе с парусом к мачте и обнести его несколько раз той же оттяжкой шпринтова или другой снастью. Мачты при необходимости можно было снять и уложить на банках вдоль бортов.

Описания некоторых лодок

В Архангельском краеведческом музее экспонируется хорошо сохранившаяся лодка, дающая представление о поморском судостроении старых времен. Это тройник из с. Долгощелье, использовавшийся для рыбной ловли с 50-х гг. XIX века до 1912 г. Лодка обращает на себя внимание изяществом и легкостью. Длина ее - 4,2 м, ширина - 1,35 м, высота борта на миделе - 0,45 м.

Рассказывают, что ель для изготовления долбленой основы этого тройника - «трубы» передавалась по наследству. Сама «труба» обработана очень тонко и в средней части развернута почти в плоскость, из-за чего оконечности оказались приподнятыми. В средней части толщина «трубы» не превышает 15 мм, к оконечностям - возрастает. К обрезам трубы прикреплены узкие кормовой и носовой транцы из досок толщиной около 40 мм, расширяющиеся кверху приблизительно от 20 до 40 см, длина их около 45 см. С каждого борта поставлены по две еловые доски толщиной 12 мм. Борт имеет развал около 35°. Нижняя доска пришита к «трубе» внахлест, а следующая поставлена к ней встык. Шпангоуты гнутые; установлены довольно часто (шпация 18-20 см). Доски пришиты только к шпангоутам, между собой они не сшивались. Лодка имеет наружный привальный брус (примерно 15Х30 мм). Изнутри к бортам пришиты три пары подключин. На днище снаружи поставлены киль и пара креньев.

Все шитье выполнено тонкими ремнями из сыромятной кожи. Можно различить и следы позднего ремонта - швы пеньковой веревкой, подкрепления гвоздями и П-образными скобами (такой крепеж широко используется на Севере при постройке более крупных судов с обшивкой вгладь). Корпус весь просмолен.

О небольшом карбасе интересной конструкции рассказывал нам лоцман П. И. Коробицын. Лодка Имеет 4-4,5 м в длину, 1,2-1,5 м в ширину, очень легка на ходу, остойчива. Такой карбас строится на гнутых вересковых или лиственничных шпангоутах с обшивкой внакрой из сосновых или еловых 12-миллиметровых досок с использованием медных заклепок. Шпация составляет 25-30 см, транец и форшпигель из доски 30-40 мм. Киль выгибается из доски такой же ширины, как и доски обшивки, но толще их раза в два или три. К транцу и форшпигелю доски обшивки сводят вгладь, либо транец и форшпнгель врезают по ходу досок. Этот карбас имеет одну пару весел. Когда начали строить такие лодки на Устье и Ваге, никто не помнит, но сейчас они уже начинают исчезать. С заполнением северных рек «Прогрессами» и «Казанками» старое ремесло забывается.

Штурман Г. А. Лукьянов, в 50-е гг. работавший в Беломорской базе Гослова, размещавшейся в Сумском Посаде, рассказал, что на промысел беломорской сельди в Соловецких шхерах ходили на карбасах, которые по внешнему виду очень похожи на описанный выше приморский карбас. Судно имело в длину около 6 м, в ширину около

1,5 м. На нем стояла одна мачта со шприитовым парусом; оттяжки рейка не было. Уключины делались в виде деревянных парных штырей. Кроме прочего снабжения для промысла в карбасе имелись мешки, сшитые из кожи морского зайца или моржа, наполнявшиеся мелкоколотыми ольховыми и сосновыми чурками длиной 15-20 см. Эти мешки, предохранявшие топливо от сырости, служили и спасательными средствами. Ольху применяли для копчения рыбы. Сосновые чурки использовались в качестве топлива в случае высадки на безлесые острова (корги). Кстати сказать, здесь в избушках, исстари строившихся в безлюдных местах, всегда имелось сухое топливо, береста, соль, сухари, спички. По старой поморской традиции следовало, использовав эти припасы, заменить их свежими, полагалось оставить после себя чистоту и порядок, а при необходимости и подремонтировать избушку...

Лодочные моторы, появившиеся в начале XX века, вначале использовались на елах - промысловых судах, заимствованных у норвежцев. В морском справочнике-ежегоднике «Спутник помора» за 1910 г. дана инструкция по эксплуатации керосинового мотора небольшой мощности. Понятно, что далеко не каждый мог позволить себе приобрести такой двигатель!

Старики рассказывают, что вплоть до войны поморы практически не знали моторов, а ходили ловить рыбу на веслах и под парусом за десятки километров, сообразуясь с сильными приливо-отливными течениями. Иногда в будний день, после работы, уходили на ночь на рыбалку с тем, чтобы к утру успеть вернуться на работу.

Вот, пожалуй, и все... и далеко не все, что известно о карбасе.

В. Белиенко, В. Брызгалов, г. Архангельск.

Примечания

1. Карбас, мн. карбаса - так произносят это слово на Севере.

2. Во всех случаях важную роль играло умение мастера выбрать высококачественный материал. Учитывалось и место, где росло дерево, и его возраст. Если говорить, например, о сосне, то считалось, что в 60 лет она «годна лишь на дрова и только в 190, 200 и 300 лет входит в размеры корабельного дерева, пригодного в набор и на мачты» (Памятная книжка для Архангельской губернии на 1861 год, Арх-к).

Когда заходит речь об истории создания Российского флота, говорят о трёхсотлетии. Цифра очень странная, она вызывает недоумение. Трудно не задаться вопросом: а как же жила наша держава, имея столько морских границ, до Петра I, которого традиционно считают основателем отечественного флота? Ведь история России измеряется тысячелетиями.

Однако, многочисленные справочники дают информацию, касающуюся истории кораблестроения в России, только начиная с петровских времён.

Несмотря на это история хранит память о древнем поморском судне с удивительным названием – КОЧ. А слово это пришло к поморам с новгородской земли, где «коца» или «коча» означало одежду. Название выбрано не случайно, так как суда буквально «одевались в шубу» - корпус их был защищён от натиска льдов двойной обшивкой. На таких судах поморы могли ходить за тысячи километров по северным морским просторам, занимаясь рыбным промыслом. Кочи славились своей прочностью. Деревянные конструкции, изготовленные из лучших пород дерева (лиственница, сосна, красное дерево) – крепили железными скобами, которых шло на судно от трёх до четырёх тысяч и гвоздями. В документах архиепископа Холмогорского за 1695 (!) год можно прочесть об архангельских кочах длиной 18,5 метров и шириной 5,14 метра, грузоподъёмностью 30-40 тонн, что превышает размеры некоторых современных траулеров.

Поморские кочи преодолевали в сутки 150-200 километров в то время, как английские купеческие суда – около 120 километров, а голландские фрегаты – лишь до 80-90 километров.

На этих уникальных судах поморы достигали таких арктических широт, которые были недоступны никаким другим судам с металлическим корпусом и механическими двигателями. Уникальны они были не только своей защитной «шубой», но также яйцевидной формой корпуса. Днище корпуса было округлым, напоминавшим половинку ореховой скорлупы. Если льды сдавливали такое судно, его корпус не раздавливался, а выжимался наружу. Эти суда, слывшие самыми долговечными на протяжении пяти столетий, приобрели, благодаря мастерству и пытливости ума поморских мастеров, ещё одну необычную особенность: корма и нос имели практически одинаковую форму и срезаны были под углом 30 градусов, что позволяло легко вытаскивать их на берег.

Народы русского Севера сохранили имена гениальных «кочевых мастеров», составлявших целые династии. Это семьи Дерябиных, Варгасовых, Вайгачевых из Холмогор, братьев Кулаковых из Архангельска, пинежских умельцев Антона Пыхунова и Ефима Тарасова. О древнем поморском коче напоминают нам некоторые географические названия Арктики. Например, Кочевая губа в устье реки Яны. Характерно то, что все мастера при строительстве кочей применяли только свой, «кочевой» инструмент: по-особому заточенные свёрла, буравчики, пилы, тёсла, топоры.


Древнерусский коч "ледового класса"


Таким образом, становится очевидным, что Россия в области кораблестроения шла своим, совершенно особенным, самобытным, отличным от западных традиций путём. Царь Пётр I, позаимствовав заграничный опыт кораблестроения, решил преобразовать российский флот по западным образцам. Под угрозой смертной казни строительство «староманерных» судов было строжайше запрещено. По некоторым источникам, кочи по приказу царя просто уничтожались.

Но, несмотря на строгие меры, великий российский преобразователь не смог добиться полного повиновения потомственных кочевых мастеров, которые под угрозой расправы сумели сохранить вековой опыт и традиции своих предков, продолжая строить кочи.

Благодаря подвигу поморов, некоторое количество кочей сохранилось до начала ХХ века, когда на них обратил внимание и по достоинству оценил Ф. Нансен, задумавший к тому времени трудную экспедицию на Северный полюс. При выборе прототипа для строительства судна «Фрам», которое, по замыслу, должно было дрейфовать во льдах, он отказался от всех новейших типов стальных кораблей и принял решение построить судно по опыту кочевых мастеров, из лучших пород дерева, с яйцевидной формой корпуса, чем обеспечил успешное проведение экспедиции.

Адмирал С.О. Макаров, разрабатывая модель первого в мире ледокола, воспользовался советом Нансена и также остановил свой выбор на яйцевидной форме корпуса и, по образцу поморских кочей, срезал носа и кормы. Эти гениальные изобретения древних поморских мастеров оказались настолько удачны, что и сегодня, через столетие после создания первого в мире макаровского ледокола «Ермак», они считаются непревзойдёнными для строительства судов ледового плавания.



Если вы откроете многотомную «БСЭ», то не ищите в ней слово «коч». Его там нет. Как же такое могло случиться? Оплошность, умысел или пренебрежение к историческому наследию Родины? Загадка, на которую нет ответа. Нет о них ни слова в школьных учебниках. Лишь в толковом словаре В.И. Даля, низкий ему поклон, нашлось короткое сообщение в несколько строк о славном судне коч.

…А студёные северные моря бороздят сегодня правнуки древних поморских судов – атомоходы «Сибирь», «Арктика», «Россия», так поразительно похожие на своего незаслуженно забытого, красивого, технически совершенного пращура – древнего коча.

Волей судьбы они стали ему достойным памятником.

ФЕВРАЛЬ 2010 года

Какие бывают корабли?

ПОМОРСКИЕ СУДА

В предыдущем номере, в рассказе о судах викингов, мы отметили, что скандинавские традиции постройки судов хорошо прижились на Руси. Настало время познакомиться с нашими старинными судами.

Уже в XII веке новгородцы достигли берегов Северного Ледовитого океана. И позднее на Русском Севере сложилась своеобразная мореходная культура поморов — русских жителей Беломорья.

Поморы уже в XVI-XVII вв. совершали дальние походы по Северному Ледовитому океану — на Новую Землю, Шпицберген (поморы называли этот архипелаг от норманнского Грумант). В море добывали рыбу и морского зверя, вели торговлю с норвежскими портами. У мореплавателей Русского Севера существовали свои названия сторон света и главных румбов (направлений) компаса, особые обозначения навигационных опасностей — подводных камней и мелей.

Условия плавания в Северном Ледовитом океане очень тяжелы для деревянных кораблей. Любое столкновение с крупной льдиной грозит гибелью. Зажатый между ледовыми полями корпус корабля легко может быть раздавлен. Для плавания в Студеном море поморы научились строить особые суда - кочи. Кочи были очень прочными, с дополнительными ледовыми поясами на бортах. Корпус коча по форме несколько напоминал скорлупу ореха и при сжатии льдов выталкивался вверх. Обшивка поморских судов внешне несколько напоминала обшивку скандинавских кораблей — она также делалась «внакрой», с наложением поясов обшивки друг на друга. Но при сборке своих судов поморы использовали очень интересную технику. Обшивка кочей и других северных судов собиралась не на гвоздях, а на можжевеловых вицах — они не расшатывались от времени и не давали течи.

В каждой крупной поморской деревне существовала своя традиция судостроения. Для недолгих походов вблизи берегов и для рыболовства строили небольшие лодки-карбасы. Для дальних торговых плаваний на Белом море использовались крупные трехмачтовые суда — лодьи, способные перевозить большие партии груза. На таких лодьях поморы ходили в северную Норвегию, достигая города Тромсё. А на востоке поморские суда использовались для походов по сибирским рекам и полярным морям у побережья Сибири.

НАША РЕГАТА

И новый вопрос нашей Регаты связан именно с плаваниями русских мореходов XVII века а точнее — с первопроходцами Сибири и Дальнего Востока.

По этому проливу впервые прошел русский землепроходец в XVII веке, вторично открыл и нанес на карту русский мореплаватель в первой половине XVIII столетия, а свое название в честь этого мореплавателя пролив получил уже во второй половине того же века от одного из участников экспедиции знаменитого английского путешественника. Требуется назвать пролив, обоих его открывателей и английского мореплавателя.

Доброго времени суток, уважаемые гости блога!

Сегодня День Черноморского флота, самое время вспомнить поморский флот

Открывая сегодня новую рубрику , я на базе фотоматериалов краеведческого музея (г. Архангельск), знакомлю Вас с кораблями поморов, давно ушедших лет.

В те далекие времена на суше господствовали гужевой транспорт и верховая езда. Главную же роль играли водные пути — речные и морские.

КАРБАС

(греч. – карабос, др. славянское кора, короб)

Наиболее распространенное беспалубное парусно – гребное килевое судно на Севере. Использовался на море, озерах, реках как промысловое, грузовое, пассажирское судно. Карбас ходил на веслах и под рейковыми или шпринтовыми парусами.

1 – 2 мачты. Передняя мачта обычно размещалась на самом носу, почти у форштевня. Строилась из сосны и ели. Карбасы имели длину до 12,5 метров, ширину – до 3 метров, осадку – до 0,7 метров, грузоподъемность – до 8 тонн.

Норвежское промысловое судно 13 — 20 веков. С высокоподнятыми штевнями, острыми оконечностями (нос, корма), с острым килем. Эти суда архангельские поморы покупали в Норвегии и использовали на рыбном промысле у берега» Мурмана из-за более легкого относительно шняки корпуса.

Норвежская ела была легким на ходу парусно-гребным судном, имело прямое, рейковое или косое парусное вооружение на одной мачте. Были и большие 2 — х мачтовые елы — фембурны грузоподъемностью до 6,5 тонн.

БЕЛОМОРСКАЯ ЛОДЬЯ. 19 ВЕК.

Поморское трехмачтовое промыслово-транспортное судно. Строились лодьи в Кеми, Онеге, Пинеге, Патракеевке, Коле, Мезени.

Тип судна возник в новгородские времена (11-12веках) в кругу Северо-Западной морской культуры и сложился постепенно в хорошо приспособленное к большим

арктическим походам плавучее средство, которое видоизменялось в 18,19 веках и дожило до середины 19 века.

Только с середины 19 века лодью окончательно вытеснила поморская шхуна. Хорошие мореходные качества лодьи отмечали иностранные моряки еще в 17 веке. При попутном ветре лодья могла пройти 300 км в сутки.

Длина — до 25 м, ширина — до 8 м. грузоподъемность — до 200 — 300 тонн

ФРЕГАТ — ШЛЮП архангельской постройки середины 19 веки .

Модель из старого собрания музея

КЛИПЕР-БОТ «НЕПТУН»

(АНГЛ. Clipper — БЫСТРАЯ ПОХОДКА)

Существовало множество типов ботов самого разного назначения и размеров от небольших 11-метровых лодок до 80-тонных палубных парусных судов с экипажем до 40 человек (вадбот, вельбот, пакетбот, шхербот и др.)

В дальних плаваниях не применялись.

Модель выполнена Степаном Григорьевичем Кучиным, известным в конце 19 — нач. 20 вв. онежским капитаном и поморским общественным деятелем, отцом А.С.Кучина,

для демонстрации плавающего скоростного судна, на что указывают клиперные обводы корпуса, острый киль, свинцовый фальшкиль-балластер, парусное вооружение «Йол».

Модель поступилавмузей в1975 году

По типу парусного вооружения бригантина (шхуна – бриг) несколько походила на галеас: прямые паруса на фок – мачте (1 – я от носа мачта) и косые на грот – мачте (2 – я от носа мачта).

Благодаря хорошим мореходным и маневренным качествам широко распространилась в Поморье во второй половине 19 века и окончательно вытеснила лодью на промыслах и на перевозках.

Водоизмещение – до 300 тонн. Модель из старого собрания музея. Каталог Архангельского Городского Публичного музея 1905 г.

Продолжение следует.


Top