Как определить код водопользования по водному налогу. Образец заполнения декларации по водному налогу. Нюансы нулевой декларации

Прошу уточнить по заполнению декларации.При наличии водозабора из двух скважин на одном участке недр заполнятся два листа раздела 2 налоговой декларации по водному налогу. В стр. 090 раздела 2 лимит водозабора указывать, соответственно:1 вариант - для каждой скважины общий квартальный лимит (например: первая скважина 73,175 куб. м., вторая скважина 73,175 куб. м.),2 вариант - квартальный лимит разделить пополам (например: первая скважина 36,587 куб. м., вторая скважина 38,588 куб. м.),3 вариант - самостоятельно и неравномерно разделить между скважинами общий квартальный лимит (например: первая скважина 40.165 куб. м., вторая скважина 33,01 куб. м).От этого зависит величина сверхлимитного забора воды и сумма налога.

На основании Приказа ФНС России от 09.11.2015 № ММВ-7-3/497@ «Об утверждении формы налоговой декларации по водному налогу, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по водному налогу в электронной форме» подраздел 2.1 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта» Раздела 2 Декларации заполняется налогоплательщиком, осуществляющим забор воды из водных объектов, отдельно по каждому водному объекту и каждой лицензии с учетом целевого использования забранной воды.

По строке 090 указывается лимит водопользования (в тыс. куб. м), установленный в лицензии для данного водного объекта и данной цели водопользования.

Таким образом, при наличии двух скважин заполняется 2 раздела 2 с указанием по строке лимита водопользования (в тыс. куб. м), установленных в лицензии для каждой скважины.

То есть при заполнении используйте первый вариант.

Обоснование

Из Приказа ФНС России от 09.11.2015 № ММВ-7-3/497@ «Об утверждении формы налоговой декларации по водному налогу, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по водному налогу в электронной форме»

V. Порядок заполнения Раздела 2 "Расчет налоговой базы

и суммы водного налога" Декларации

5.1. Подраздел 2.1 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта" Раздела 2 Декларации заполняется налогоплательщиком, осуществляющим забор воды из водных объектов, отдельно по каждому водному объекту и каждой лицензии с учетом целевого использования забранной воды.

В случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, подраздел 2.1 заполняется в количестве листов, соответствующем количеству расчетов водного налога применительно к каждой налоговой ставке.

5.1.1. По строке 010 указывается КБК, в соответствии с которым должно производиться зачисление сумм налога на счета органов федерального казначейства.

5.1.2. По строке 020 указывается код по ОКТМО по местонахождению объекта налогообложения.

5.1.3. По строке 030 указывается наименование водного объекта. При осуществлении забора воды из подземных водных объектов по данной строке указывается регистрационный номер артезианской скважины, например: артезианская скважина N ____.

5.1.4. По строке 040 отражаются данные об имеющейся у налогоплательщика лицензии на водопользование, а именно: серия, номер и вид лицензии, которые при заполнении разделяются знаком ";" (точка с запятой).

5.1.5. По строке 050 указывается код водопользования с 11011 по 13140, определяемый в соответствии с приложением N 4 к настоящему Порядку.

При этом, при заборе воды из водных объектов, расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь, по строке 050 указываются коды водопользования 50091 или 50092 соответственно.

5.1.6. По строке 060 указывается общий фактический объем воды (в тыс. куб. м), забранной из данного водного объекта за налоговый период, относящийся к конкретному коду водопользования, независимо от того, производилось ли водопользование в пределах установленного лимита или осуществлялось сверхлимитное водопользование.

Значение строки 060 = строка 070 + строка 100.

5.1.7. По строке 070 указывается фактический объем воды, забранной из водного объекта в целях, не признаваемых объектом налогообложения, на основании пункта 2 статьи 333.9 Кодекса.

5.1.8. По строке 080 указывается код цели забора воды, определяемый в соответствии с приложением N 5 к настоящему Порядку.

5.1.9. По строке 090 указывается лимит водопользования (в тыс. куб. м), установленный в лицензии для данного водного объекта и данной цели водопользования.

5.1.10. По строке 100 указывается общий объем воды, забранной из данного водного объекта за налоговый период, относящийся к конкретному коду водопользования и к конкретному коду цели забора воды, признаваемый объектом налогообложения водным налогом.

Значение строки 100 = строка 101 + строка 102.

5.1.11. По строке 101 указывается фактический объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, в пределах установленного лимита.

5.1.12. По строке 102 указывается фактический объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, сверх установленного лимита.

Действующее законодательство предусматривает возможность для граждан, предпринимателей и организаций использовать водные объекты для питьевого и бытового водоснабжения, сброса канализации, производства электроэнергии, движения морского или речного транспорта, сплава леса и других целей. Для них предусмотрены обязательные платежи фискального и арендного характера и формы отчетности, отражающие порядок их исчисления и проверяемые уполномоченными органами. Задача коммерческой структуры – правильно оформить документы, в частности, верно выбрать код водопользования в декларации по водному налогу.

Виды водопользования

Действующее законодательство определяет водный объект как естественный или искусственный водоем, имеющий определенные границы и другие характерные признаки: изменение с течением времени уровня и объема воды. Информация о таких объектах должна быть внесена в Государственный водный реестр.

Правоотношения, связанные с эксплуатацией водных ресурсов, регулируются двумя нормативными документами: Налоговым и Водным Кодексом (редакция от 2007 года). Последний разделяет водопользование исходя из условий на два типа: обособленное и общее.

По способу эксплуатации водных ресурсов водопользование подразделяется на:

  • изъятие воды с последующим возвратом;
  • забор жидкости без возврата;
  • использование водных ресурсов без забора.

В рамках водного права принято разделять объекты на надземные и подземные. К числу первых относятся:

  • моря;
  • водотоки (реки, каналы и т.д.);
  • водоемы (например, озера);
  • внешние источники подземных вод;
  • болота;
  • ледники.

Ко второй категории относятся водоносные горизонты и подземные воды без выхода на поверхность. Их границы, порядок использования для питьевых и хозяйственных целей определяются законодательством о недрах.

Использование наземных вод регулируется водным Кодексом и осуществляется на основании лицензии или договора аренды. В первом случае граждане и компании платят налоги, во втором – арендные перечисления. Использование подземных источников всегда предполагает наличие разрешительных документов и подлежит налогообложению.

Код водопользования: назначение и экономический смысл

Согласно ст. 333.15 НК РФ, плательщики водного налога обязаны в установленные сроки (раз в квартал) предоставлять в фискальные органы по месту нахождения объекта налогообложения. Они сдают декларацию, содержащую информацию, необходимую для исчисления суммы обязательств перед бюджетом.

Ставки и порядок расчета налога зависят от способа применения природных ресурсов в хозяйственной деятельности субъекта. Его обозначают коды водопользования по водному налогу, исчерпывающий перечень которых содержится в Приложении 3 к Порядку заполнения декларации.

  • 1 – забор воды в озерах, реках и иных объектах;
  • 2 – использование водной акватории для различных целей, кроме лесосплава;
  • 3 – получение гидроэнергии;
  • 4 – лесосплав.

Выбранный код прописывается в строке 040 раздела 2.1 или 2.2 отчетной формы. Он зависит от экономического района ведения деятельности хозяйствующего субъекта и бассейна реки, к которой относится водоем. Чтобы узнать первый параметр, необходимо заглянуть в Классификатор экономических регионов. Принадлежность к бассейну прописывается в лицензии, на основании которой ведется деятельность. Если такого указания нет, нужно уточнить информацию в Бассейново-водном управлении по соответствующему субъекту РФ.

<1> за I квартал 2016 г. надо будет отчитаться по водному налогу с помощью декларации в новой форме. Прежняя форма декларации по данному налогу действовала весьма продолжительный срок - более 10 лет. Она была утверждена Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 29н и этим ведомством теперь отменена <2>.

__________________________
<1> Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2016 N 40785.
<2> Приказ Минфина России от 16.11.2015 N 176н.

В данной статье расскажем нашим читателям о том, как теперь следует отчитываться по водному налогу.

Общие требования к декларации

Можно ожидать, что в течение столь продолжительного действия прежняя форма декларации устарела, хотя, отметим, все, что касается водного налога, в наименьшей степени подвергается изменениям.

Тем не менее в замене прежней формы появилась необходимость.

В частности, новая форма более адаптирована для машинной обработки, а тем более для передачи ее в электронном виде.

Ее состав несколько видоизменен. В виде отдельной формы, а не второй страницы титульного листа подается лист, в котором следует указать сведения о налогоплательщике - физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем. В силу п. 1 ст. 333.8 НК РФ и такое физическое лицо может быть признано плательщиком водного налога, если оно осуществляет пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Названный лист подается только физическим лицом, не являющимся ИП, и только если он не указал свой ИНН в титульном листе.

Непосредственно в декларацию теперь включаются только разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет" и 2 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога".

Раздел 2 включает в себя два подраздела: 2.1 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта" (он соответствует такому же подразделу прежней формы декларации) и 2.2 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании водного объекта, за исключением забора воды". То есть, как видно, подраздел 2.2 заполняется в случае любой формы использования воды, кроме ее забора. А прежняя форма включала вместо него три раздела, в которых отдельно велся расчет налога при использовании акватории водного объекта, для целей гидроэнергетики и лесосплава в плотах и кошелях. Но теперь во всех этих трех случаях заполняется именно подраздел 2.2.

Заполняются налогоплательщиком только те подразделы, которые предназначены для отражения видов водопользования, им фактически осуществляемых. При подаче уточненной декларации представляются только те разделы, которые присутствовали в первоначально поданной декларации.

Обратите внимание! Согласно п. 5 ст. 81 НК РФ уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. То есть если вы подаете уточненную декларацию за один из периодов 2015 г., то вы должны представить ее по форме, которая была утверждена Приказом Минфина России N 29н.

Теперь специально указывается, что все значения стоимостных показателей декларации проставляются в полных рублях (п. 2.1 Порядка заполнения налоговой декларации по водному налогу <3>, далее - Порядок). Впрочем, смысл такого указания не вполне понятен. Ведь под стоимостными показателями в данной декларации можно понять только налоговую ставку или сумму налога. Но налоговую ставку все-таки следует указывать точно, в том числе со знаками после запятой, это предусматривает и сама форма декларации. А в отношении суммы налога есть общее положение для всех налогов: в п. 6 ст. 52 НК РФ сказано, что она всегда исчисляется в полных рублях.

__________________________
<3> Приложение 2 к Приказу ФНС России N ММВ-7-3/497@.

К заполнению декларации предъявляются общие для всех форм деклараций, утверждаемых ФНС, требования, в частности требуется сквозная нумерация страниц начиная с титульного листа.
Кроме того, заполнять декларацию на бумажном носителе теперь можно ручкой любого типа черного, фиолетового или синего цвета. В отношении прежней формы было предусмотрено, что она должна заполняться только шариковой или перьевой ручкой, черным либо синим цветом, но не фиолетовым, который теперь допускается.

Заполнение титульного листа

В титульном листе появились поля "Форма реорганизации (ликвидация) (код)" и "ИНН/КПП реорганизованной организации". Коды форм реорганизации и код ликвидации организации приведены в Приложении 1 к Порядку (0 - ликвидация, 1 - преобразование, 2 - слияние, 3 - разделение, 5 - присоединение, 6 - разделение с одновременным присоединением).

Признаки первичной и скорректированной декларации теперь имеют такой же вид, как и во всех других декларациях, утвержденных ФНС. То есть если подается первичная декларация, то номер корректировки - 000, если скорректированная - то 001, 002 и т.д. В прежней форме требовалось указать вид документа (1 - первичный, 3 - корректирующий), а через дробь - номер корректировки (0 - если первичная).

В соответствии со ст. 333.11 НК РФ налоговым периодом по водному налогу является квартал. Поэтому в прежней форме декларации в титульном листе просто указывались код налогового периода (всегда - цифра "3", обозначающая квартал) и - в другом поле - номер квартала.

Теперь для каждого квартала предусмотрен специальный код, в том числе с учетом возможной реорганизации (ликвидации) организации (Приложение 1 к Порядку):

Код Наименование
21 I квартал
22 II квартал
23 III квартал
24 IV квартал
51 I квартал при реорганизации (ликвидации) организации
54 II квартал при реорганизации (ликвидации) организации
55 III квартал при реорганизации (ликвидации) организации
56 IV квартал при реорганизации (ликвидации) организации

В поле "Представляется в налоговый орган (код)" проставляется один из трех возможных вариантов. Если речь идет о налоговом органе, в котором налогоплательщик стоит на учете как крупнейший, там нужно прописать код 213, если декларация сдается по месту постановки на учет налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции - 250. Во всех остальных случаях ставится код 255.

Расчет налога при заборе воды

Первым делом осуществляется расчет налоговой базы и суммы налога в разд. 2. После его заполнения данные переносятся в разд. 1 отдельно по каждому ОКТМО. Экземпляров каждого подраздела разд. 2 может быть представлено несколько. Так, подраздел 2.1 заполняется отдельно по каждому водному объекту и каждой лицензии с учетом целевого использования забранной воды, а также отдельно по каждой налоговой ставке.

По строке 030 следует указать наименование водного объекта. Только в случае, если вода забирается из подземного водного объекта, в данной строке прописывается регистрационный номер артезианской скважины, например: "Артезианская скважина N ___".
В следующей строке отражаются серия, номер и вид лицензии на водопользование, например: "СЕВ; 34567; БРБДК" (разделение точкой с запятой обязательно).

По строке 050 указывается код водопользования, специальный для каждого региона РФ. Для Республики Крым и Севастополя в п. 5.1.5 Порядка определены особые коды: 50091 и 50092 соответственно. Однако обратим внимание на то, что данные коды указываются при заборе воды из водных объектов, расположенных на территории поименованных регионов.

По нашему мнению, под такими объектами следует понимать реки и озера. Но для забора воды из морских вод в п. 1.3 Приложения 4 к Порядку указаны отдельные коды, в частности для Черного моря - 13050, а для Азовского - 13040.

По строке 060 указывается общий фактический объем воды (в тыс. куб. м), забранной из данного водного объекта за налоговый период. Этот объем, с одной стороны, должен включать всю использованную воду, в пределах лимита и сверх него. С другой стороны, в него должны также входить фактический объем воды, забранной из водного объекта в целях, не признаваемых объектом налогообложения, на основании п. 2 ст. 333.9 НК РФ (строка 070) и объем воды, признаваемый объектом налогообложения (строка 100).

Строка 100 , в свою очередь, включает в себя данные, приведенные по строкам 101 "Фактический объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, в пределах установленного лимита" и 102 (то же самое сверх лимита). Лимит водопользования (в тыс. куб. м), установленный в лицензии для данного водного объекта и данной цели водопользования, указывается в строке 090.

По строке 080 проставляется код цели забора воды в соответствии с Приложением 5 к Порядку. Он может принимать три значения: 1 - водоснабжение населения; 2 - забор подземных вод (за исключением промышленных, минеральных и термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару; 3 - иные цели.

По строке 110 указывается налоговая ставка, которая применяется при заборе воды в пределах установленного лимита (пп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ). Но ставки водного налога в отношении водных объектов, расположенных на территории Республики Крым и Севастополя, Налоговым кодексом до сих пор не установлены (за исключением забора морской воды (для Черного и Азовского морей - 14,88 руб. за 1 тыс. куб. м <4>)).

__________________________
<4> При этом на основании п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ налоговые ставки, указанные в п. 1 данной статьи, в 2015 и 2016 гг. увеличиваются на коэффициенты, равные соответственно 1,15 и 1,32. То есть в 2016 г. ставка налога при заборе воды из Черного или Азовского моря составляет 20 руб. (округляется до полного рубля согласно абз. 3 п. 1.1 ст. 33.12 НК РФ).

Факт отсутствия ставок для упомянутых водных объектов констатировал Минфин в Письмах от 30.11.2015 N 03-06-06-02/69342 , от 14.07.2015 N 03-06-06-02/40280 и от 10.07.2015 N 03-06-05-02/39744 и в результате рекомендовал на основании п. 3 ст. 333.12 НК РФ в 2015 г. в отношении забора водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения применять ставку в размере 81 руб. за 1 тыс. куб. м вне зависимости от места расположения водного объекта (на 2016 г. данная ставка составляет 93 руб. за 1 тыс. куб. м). Правомерность такого подхода подтверждается в абз. 4 п. 5.1.13 Порядка.

Если вода использована сверх лимита, ставка для соответствующего объема указывается по строке 120, а определяется она согласно п. 2 ст. 333.12 НК РФ при наличии утвержденных лимитов в пятикратном размере налоговых ставок с учетом коэффициентов, прописанных в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. То есть при заборе воды из Черного или Азовского моря такая ставка в 2016 г. с учетом округления составит 98 руб. (14,88 руб. x 1,32 x 5).

Коэффициент, который применяется на основании п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ (в 2016 г. - 1,32), указывается в строке 130 . Если в соответствии с п. 4 ст. 333.12 НК РФ применяется коэффициент, предусмотренный на случай отсутствия средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта (равен 1,1), то он включается в строку 140.

В строке 150 отражается значение коэффициента, установленного п. 5 ст. 333.12 НК РФ, при добыче подземных вод (за исключением промышленных, минеральных и термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару (равен 10).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет с учетом данных, приведенных в предыдущих строках, указывается в строке 160 и рассчитывается по следующей формуле: (строка 101 x строка 110 x строка 130 x строка 140 x строка 150) + (строка 102 x строка 120 x строка 130 x строка 140 x строка 150). Полученное значение округляется до полного рубля.

Расчет налога при использовании воды без ее забора

Подраздел 2.2, как и подраздел 2.1, заполняется отдельно по каждому водному объекту и каждой лицензии, по каждой налоговой ставке, а также по каждому виду пользования.

По строкам 030 и 040 отражаются наименование водного объекта и сведения о лицензии соответственно.

В строке 050 в произвольной форме указываются сведения о договоре на водопользование (договоре пользования водными объектами), заключенном налогоплательщиком с органом (органами) исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ и определяющем площадь предоставленного в пользование водного пространства.

Строка 060 , как и аналогичная строка в подразделе 2.1, предназначена для занесения кода водопользования из списка, приведенного в Приложении 4 к Порядку. Об этом говорится в п. 5.2.6 Порядка, но не уточняется, что водопользователи Крыма и Севастополя должны здесь указывать особые коды.

В связи с этим мы находим подходящие для этих регионов коды в данном Приложении в разд. 2.2 "Использование акватории водных объектов территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод" (для Азовского моря - 22040, для Черного - 22050), 3 "Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики" (для прочих рек и озер - 32100), 4 "Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях" (для прочих рек и озер - 41200).

При указании в строке 060 кодов 22040 или 22050 в строках 080 - 100 ставится прочерк. При этом по строке 070 площадь предоставленного водного пространства прописывается в квадратных километрах, а определяется она по данным лицензии на водопользование или договора на водопользование (договора пользования водными объектами), в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам соответствующей технической и проектной документации.

Если в строке 060 указан код 32100, то по строкам 070 и 090 - 100 ставится прочерк, а в строке 080 показывается количество произведенной за налоговый период электроэнергии в тысячах киловатт-часов.

Если в строке 060 отражен код 41200, то прочерк ставится в строках 070 - 080, по строке 090 прописывается объем сплавляемой древесины, а по строке 100 - расстояние сплава леса в километрах.

По строке 110 указывается налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 333.12 НК РФ:

При использовании акватории Азовского моря - 44,88 тыс. руб. в год за 1 кв. км используемой акватории, Черного моря - 49,8 тыс. руб.;

Для целей гидроэнергетики (в отношении прочих рек и озер) - 4,80 руб. за 1 тыс. кВт/ч электроэнергии;

Для целей сплава древесины (в отношении прочих рек и озер) - 1183,2 руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава.

Приведенные ставки также корректируются на коэффициент, предусмотренный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ, он указывается в строке 120 (в 2016 г. - 1,32).

Окончательная сумма налога отражается в строке 130 . Так, если в строке 060 указан код 22040 или 22050, то расчет производится по следующей формуле: (строка 070 x строка 110 x строка 120) / 4.

Если в строке 060 указан код 32100, то сумма налога рассчитывается так: строка 080 x строка 110 x строка 120.

При указании в строке 060 кода 41200 применяется следующая формула: (строка 090 x строка 100 x строка 110 x строка 120) / 100.

Во всех трех случаях полученное значение округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления.

Плательщики водного налога должны ежеквартально уплачивать налог и отчитываться, указывая код водопользования в декларации по водному налогу при расчете налоговой базы.

Водный налог

Водопользователи, осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию и поименованную в п. 1 ст. 333.8 НК РФ , должны уплачивать водный налог и подавать декларацию.

При этом объектом налогообложения является деятельность, указанная в п. 1 ст. 333.8 НК и связанная с:

  • водозабором из водных объектов;
  • использованием акватории водного объекта;
  • использованием водного объекта для гидроэнергетики без забора воды;
  • использованием водного объекта для сплава древесины.

Также имеется закрытый перечень видов деятельности, при которых налог не надо уплачивать (п. 2 ст. 333.8 НК РФ). К примеру, не платят налог при использовании воды для сельскохозяйственных целей, для полива в СНТ.

Уплата налога производится ежеквартально, в эти же сроки подается декларация.

Расчет налога производится исходя из ставок налога и показателей, определяемых отдельно по каждому объекту.

Расчет налога

Особенность водного налога в том, что не существует единой базы для всех объектов налогообложения и расчет налога производится в зависимости от объекта, региона. При этом могут быть повышающие коэффициенты и сниженные ставки.

По каждому объекту различные измерители:

  • объем забранной воды, если водопользование заключается в заборе воды;
  • площадь водного пространства, если используется акватория водных объектов;
  • количество произведенной электроэнергии, если объект используется для гидроэнергетики без забора воды;
  • расчетная формула исходя из объема сплавляемой древесины и расстояния сплава при водопользовании для сплава леса.

Для расчета налога надо выяснить целевое назначение водного объекта, это указано в лицензии. Затем определить, к какому экономическому району и бассейну реки он относится. Кстати, затем при заполнении декларации по водному налогу необходимо будет указать код водопользования, то есть к какому бассейну относится, в отношении какого объекта.

Кроме этого, в зависимости от вида деятельности и других факторов могут быть дополнительные коэффициенты:

  • пятикратные, если забор воды сверх лимита;
  • десятикратные, если вода добывается для продажи;
  • если нет водоизмерительных приборов, то применяется коэффициент 1,1.

Водоснабжение населения облагается по льготной ставке, в 2017 году это 107 руб. за тысячу кубометров. Льготная ставка также установлена на период до 2025 года.

Декларация по водному налогу

Налоговая база по каждому объекту рассчитывается отдельно, и если в отношении одного объекта установлены разные ставки налога, то расчет также производится отдельно и заполняется отдельный лист декларации.

Декларация состоит из титульного листа и двух разделов. В разделе 2 налогоплательщик приводит расчет налога, при этом выделены два подраздела - расчет при заборе воды и остальные виды.

В числе показателей необходимо указать коды водопользования по водному налогу, какой водный объект используется - озеро, река или прочее, а если это оплата водозабора из подземных источников, то необходимо указать регистрационный номер артезианской скважины. Также в декларации отражаются номер, серия и вид лицензии на водопользование. При расчете налога за водозабор указываются объем воды, фактически забранный, лимит водопользования, установленный согласно лицензии и цели забора воды. Если есть сверхлимитный забор, то это также указывается. Определяется сумма налога, причем это можно проверить по указанным данным, например, код водопользования 12031 означает забор воды из подземных водных объектов, бассейн Волга, Центральный экономический район, 360 руб.

Затем применяются коэффициенты и рассчитывается налог, который суммируется по всем видам водопользования и указывается в разделе 1 декларации.

Поскольку отчётность по водному налогу – ежеквартальная, к заполнению декларации водного налога следует относиться особо внимательно. Рассказываем об основных моментах, на которые следует обратить внимание.

Какой использовать бланк

В 2017 году заполнение налоговой декларации по водному налогу производят на бланке, который утвержден приказом ФНС России от 09 ноября 2015 года № ММВ-7-3/497. Его форма по КНД – 1151072:

С нашего сайта скачать бесплатно эту форму можно по следующей .

Проводить заполнение декларации по водному налогу в 2017 году можно и в электронной форме для последующей отправки в аналогичном виде в ИФНС. Упомянутым приказом Налоговой службы России № ММВ-7-3/497 также закреплён электронный формат этой декларации.

Порядок заполнения

Помимо бумажной формы и электронного формата приказом ФНС № ММВ-7-3/497 закреплён порядок заполнения декларации по водному налогу.

Внести необходимые сведения необходимо в следующие части декларации:

  • титульный лист;
  • данные о физлице (не ИП);
  • Раздел № 1 – размер налога к отчислению в бюджет;
  • Раздел № 2 – расчет налоговой базы и величины налога.

Заметим, что у второго раздела есть 2 подраздела:

  • 2.1 – расчет базы и величины водного налога при взятии воды из водного объекта;
  • 2.2 – расчет базы и размера водного налога при использовании объекта (без забора воды).

В зависимости от видов водопользования, на которые у предприятия (ИП) есть лицензия, заполняют один или оба подраздела Раздела 2 декларации.

В отношении сумм налога важно правильно проставлять коды ОКТМО. Они должны соответствовать территориям муниципалитетов, подведомственным налоговой инспекции и где расположены используемые водные объекты.

На наш взгляд, образец заполнения декларации водного налога не сильно отличается от составления остальной налоговой отчётности. Только не забывайте, что:

  • допустимы только большие буквы;
  • в пустых строках и ячейках должны быть прочерки;
  • все показатели – в целых рублях (до 50 коп. в расчёт не берут, а от 50 – считают, как 1 рубль);
  • сквозная нумерация листов (даже если заполняете не все части) по принципу: 001, 011 и т. д.;
  • нельзя использовать корректирующие средства;
  • не допустима печать с двух сторон и скрепление листов;
  • заполнять нужно ручкой классических цветов – черного, фиолетового или синего;
  • в каждой ячейке – один показатель. Исключение: дата и десятичная дробь;
  • шрифт Courier New 16 – 18 кегля.

ПРИМЕР

Объем забранной ООО «Гуру» воды в пределах установленного лимита составил 25123,589 тыс. куб. м. Данный показатель заполняют по формату: 8 знакомест для целой части и 3 – для дробной.
Следовательно, в декларации он должен выглядеть так:

Согласно действующему порядку заполнения налоговой декларации по водному налогу:

  • подраздел 2.1 заполняют отдельно по каждому водному объекту и каждой лицензии с учетом целевого использования забранной воды;
  • подраздел 2.2 тоже заполняют отдельно по каждому виду пользования водными объектами, объекту и каждой лицензии (договору).

Если по водному объекту действуют разные ставки налога, оба подраздела должны включать такое число листов, которое соответствует количеству расчетов налога по каждой ставке.

По строке 030 надо указать название водного объекта. Так, для подраздела 2.1 при заборе воды из подземных объектов вносят регистрационный номер артезианской скважины. Например:

артезианская скважина № _________.

А по строке 030 в подразделе 2.2 просто пишут название реки, озера, водохранилища и так далее.

Образец заполнения

Ниже разобран стандартный пример заполнения декларации водного налога в 2017 году.

ПРИМЕР

ООО «Гуру» во II квартале 2017 года забрало из артезианской скважины 150 000 куб. м воды. Из них – 100 000 куб. м в пределах квартального лимита, а 50 000 куб. м – сверх того. Скважина предприятия расположена в селе, которое находится рядом с бассейном реки Кубань. Это Северо-Кавказский экономический район.

Базовая налоговая ставка для этих подземных вод составляет 570 рублей за тысячу кубических метров. Итоговая налоговая ставка равна:

570 руб. за тыс. куб. м × 1,52 (коэффиц. в 2017 г.) = 866,4 рубля за тыс. куб. м.

Сумма налога за II квартал 2017 года:

100 тыс. куб. м × 866,4 руб. за тыс. куб. м + 50 тыс. куб. м × 866,4 руб. за тыс. куб. м × 5 = 303 240 рублей.

СОВЕТ

В любом образце заполнения налоговой декларации по водному налогу не должно быть противоречий. Поэтому рекомендуем сопоставить его с контрольными соотношениями для отчетности по водному налогу. Они зафиксированы письмом ФНС от 07 сентября 2016 года № СД-4-3/16671.

Вот некоторые из них:

Строка 060 = строка 070 + строка 100

Строка 100 = строка 101 + строка 102

Строка 160 = строка 101 × строка 110 × строка 130 × строка 140 × строка 150 + строка 102 × строка 120 × строка 130 × строка 140 × строка 150.


Top