Февральская "бескровная" революция в России. Похороны жертв революции на марсовом поле Марсово поле захоронения

К 85-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ г. КРАСНОГОРСК

В настоящее время не ослабевает интерес к истории Февральской революции 1917 г., но при этом не уделяется должного внимания аудиовизуальным источникам. Кинофотодокумент, в основном, выступает как иллюстративный или дополнительный материал к источнику письменному, хотя научно-методическое обеспечение уже имеется. Проблемам архивоведческого и источниковедческого анализа кинофотодокументов, определению их как источника посвящены работы В.М. Магидова, В.Н. Баталина, Г.Е. Малышевой. Траурная церемония в Петрограде 23 марта 1917 г. освещается в монографии Б.И. Колоницкого. Отмечая важное значение «нового праздника революции», Б.И. Колоницкий использует в монографии фотодокументы в качестве иллюстраций к тексту.

Целью статьи является раскрытие источникового потенциала кинофотодокументов, отображающих церемонию похорон жертв Февральской революции в Петрограде 23 марта 1917 г., которые явились самой крупной манифестацией после февральских событий.

5 марта Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов постановил назначить похороны на 10 марта. Этот день объявлялся «днем воспоминания о жертвах Революции и всенародным праздником Великой Русской Революции на все времена». Было предписано организовать похороны как «всенародные и общегражданские» без церковного обряда. Церковная панихида могла быть совершена родственниками погибших «по их убеждению». Священники военных храмов в этот день должны были совершить заупокойные богослужения в храмах. В похоронах жертв революции призвано было участвовать все население столицы, а также Петроградского гарнизона в полном составе. Однако 10 марта похороны не состоялись и срок церемонии еще не раз переносился, пока, наконец, не была назначена окончательная дата – 23 марта 1917 г.

Дискуссии разгорелись по поводу выбора места захоронения. Первоначально большинство делегатов высказалось в пользу Дворцовой площади, но появились возражения. Организаторов беспокоили почвенные воды под Дворцовой площадью, опасались, что братские могилы нарушат целостность знаменитого архитектурного ансамбля площади. Назывались Казанский собор, Знаменская площадь. Петроградский Совет принял решение о захоронении жертв революции на Марсовом поле. Склеп планировалось разместить под огромной колонной, рядом воздвигнуть «по всем правилам науки, техники и искусства» здание для российского парламента, которое должно было стать центром управления всей Россией. Грандиозный вход в здание парламента, обращенный к Неве, должны были украшать статуи видных деятелей революции.

Специальная комиссия, созданная Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов, выступила организатором похорон. Частям гарнизона были отданы приказы об участии в церемонии, выделении особых подразделений с оркестрами. В день похорон в городе предусматривалась остановка работы промышленных и торговых предприятий, прекращено трамвайное движение. Был определен путь и время следования траурных процессий из каждого района Петрограда к Марсовому полю. Схема организации колонн заверена подписью главнокомандующего войсками генерал-лейтенанта Л.Г. Корнилова.

Газета «Петроградский листок» писала об этом событии: «…медленно со всех концов города движутся процессии с гробами жертв, с развевающимися флагами, с несметной толпой народа. Медленно, торжественно раздается в воздухе согласное пение тысячи голосов: «Вы жертвою пали в борьбе роковой…». Шествие, начавшиеся с 9 час. 30 мин. закончилось далеко за полночь. Мимо братских могил на Марсовом поле прошло не менее 800 тыс. человек. Присутствие членов Временного комитета Государственной Думы, Временного правительства, депутатов Петроградского Совета подчеркивало особый, общегосударственный характер события. Военный и морской министр А.И. Гучков, сопровождаемый командующим Петроградским военным округом генералом Л.Г. Корниловым, прибыл на Марсово поле в 10 часов. Министр встал на колени перед могилами и перекрестился.

При изучении коллекции снимков похорон жертв Февральской революции нами было выявлено 64 ед. хр. Эти фотодокументы поступили в РГАКФД в январе 1972 г. из Института марксизма-ленинизма.

Репортажные съемки похорон жертв революции охватывают все этапы траурной церемонии: шествие колонн из разных районов Петрограда с гробами погибших, обстановка на улицах города, митинг на Марсовом поле, захоронение жертв и др. Среди них: 10 фотодокументов, отснятых известным фотографом Петром Оцупой: «Траурная процессия на Невском проспекте», «Траурная процессия в Выборгском районе», «Опускание гроба в могилу во время похорон жертв февральской революции 23 марта 1917 года», «Церковная панихида на Марсовом поле», «Милиция из представителей студенчества», «Траурные колонны на Марсовом поле».

Большая часть архивных фотодокументов похорон жертв Февральской революции - это стеклянные негативы второго, четвертого, пятого и шестого размеров: всего - 61 ед. хр., а также 3 репродукции в альбоме. Альбом № 531 «Война и Революция» включает 105 листов и содержит 294 репродукции. Обложка альбома имеет тканевый переплет коричневого цвета, название его нанесено золотым теснением, крупными буквами, а буквами мельче уточнено: «Альбом текущих событий 1914 - 1917». Внизу обложки - орнамент золотого цвета. На развороте альбома указано - «Издание невского общества трудолюбивой помощи». Каждая из репродукций в альбоме сопровождается пояснительной надписью по правилам старой орфографии: «Похороны жертв революции 23-го марта», «Процессия на Невском проспекте», «Общий вид Марсова поля в день похорон» и «Красные гробы в могиле».

Негативы шестого размера (24х30 см) насчитывают 8 ед. хранения. На шести негативах имеются глубокие трещины и сильные царапины. Для обеспечения сохранности края треснутого стеклянного негатива проклеиваются бумажной окантовкой. Тем не менее, несмотря на свой девяностолетний возраст, техническое состояние оригинальных негативов можно считать вполне удовлетворительным. На нескольких негативах встречаются надписи и пометы, нанесенные черными чернилами. На одном из них: «Шествие Выборгского района. Петроград. фот. Оцуп. К похоронам жертв февр. революц.». На другом неразборчивая надпись, где прочитывается только: « …Выборгского района. 1917». И еще одна надпись: «Невский район кор. № 11 1917». Возможно, под приклеенной на негативы краевой окантовкой находятся и еще надписи, но для обеспечения сохранности они были в свое время заклеены. Предположительно, надписи были сделаны еще при первом разборе негативов не позднее 1917 г., поскольку выполнены они по старой орфографии. На них указаны номера ящиков хранения или перевозки.

Второй размер (9х12 см) негативов насчитывает 8 ед. хранения. По техническому состоянию все оригиналы на стекле были переведены на контратипную пленку, которая не содержит ни надписей, ни помет. Информативно только само изображение.

Четвертый размер - 15 ед. хранения (13х18 см). Сохранившийся один оригинал на стекле имеет надпись черными чернилами: «Похороны жертв Февр. револ. 23.III. в 1917». Пять были переведены на пленочный носитель из-за плохого технического состояния. Их оригиналы не сохранились. Девять негативов сохранены, но имеют трещины, надколы или глубокие царапины. Все они проклеены окантовкой со всех сторон и если на них были какие-либо пометы и надписи, прочитать их невозможно.

Пятый размер (18х24 см) оказался самым содержательным. 27 негативов в оригинале на стекле находятся в удовлетворительном техническом состоянии. 15 ед. хр. этого размера окантованы, надписи и пометы по этой причине исследовать невозможно. На 12 сохранились надписи и пометы, произведенные разными авторами различными почерками. Одна из них, первоначальная, воспроизведена неразборчиво черными чернилами по краю стеклянного негатива. Другие написаны на бумажной окантовке. Иногда бумажная окантовка с текстом приклеивалась на надпись, произведенную по негативу. Тексты на окантовке всегда начинаются словами «К похоронам жертв февральской революции», а далее идет пояснение, например, «Шествие с гробами к могиле» или « Временное правительство у могил, Петроград 23 марта», «Опускание гроба в могилу (Жена у могилы)» и другие. В единичном случае надпись на бумажной окантовке дублирует текст на стекле: «К похоронам жертв революции. Студенты Акад. художеств». На пяти оригиналах надписи произведены чернилами по стеклу: «Рабочие поют. Вечная память 1917 кор.9», «Заливка могил цементом 1917 кор.10», «Братская могила кор.8 б», «Вечная память борцам за свободу кор.4», «№13 К братской могиле 1917 кор.9».

Проанализировав тексты на бумажной окантовке и негативе можно сказать, что надписи, произведенные на стеклянном оригинале, более лаконичные и короткие, обязательно имеют пометы, которые указывают номер коробки, в которых, видимо, они хранились. Сортировка негативов осуществлялась, вероятнее всего, по принципу «что под руку попало». Так, встречаются два одинаковых негатива с одинаковыми аннотациями «Братская могила», но с указанием разных номеров коробок. Или три разных негатива с разными текстами: «Общий вид на Марсово поле», «К братской могиле 1917», «Рабочие поют. Вечная память 1917», на которых указан единый номер коробки.

Изучение оригинальных стеклянных негативов позволило дополнить аннотации фотокаталога, указать на каталожных карточках автора съемки. Так, по надписям «Петроград. фот. Оцуп», прочитанных на некоторых негативах пятого размера, удалось дополнительно установить его авторство, не обозначенное в картотеке РГАКФД, в которой только на 6 каталожных карточках был указан П. Оцуп.

Исследуя информацию фотодокументов, можно видеть огромное количество людей различных социальных групп, принявших участие в траурной церемонии. Это солдаты и офицеры, рабочие, интеллигенция, студенты. Мероприятие планировалась заранее и было хорошо подготовлено. На снимках запечатлено большое количество флагов и транспарантов с лозунгами, которые написаны грамотно без орфографических и стилистических ошибок, ровными буквами. Колонны траурных процессий с флагами и транспарантами движутся к Марсовому полю в полном порядке. На одном из снимков видно: в голове колонн идут знаменосцы или те, кто несет транспарант с лозунгами. Следующими шествуют военные подразделения Петроградского гарнизона с оркестром. Бесконечные колонны манифестантов движутся по улицам Петрограда, солдаты несут гробы с телами погибших героев, о чем свидетельствуют репортажные кадры. Среди представителей траурной церемонии на фотодокументах запечатлены делегации студентов Академии художеств, шлиссельбуржцев, рабочих 1-го Русского завода рентгеновских трубок, солдат автодивизиона. За порядком на улицах города следят военные на лошадях. По двум сторонам улицы гражданское население, в том числе и женщины. Оттесняя толпу, взявшись за руки стоят в оцеплении солдаты, обеспечивая незамедлительное продвижение траурной процессии. На одной из фотографий - милиция из представителей студенчества. Траурные колонны сопровождают гробы с погибшими до Марсова поля, где вырыта большая братская могила. Фотографы зафиксировали, как солдаты роют мерзлую землю накануне траурного мероприятия - 22 марта.

Фотодокументы фиксируют картину событий, происходящих непосредственно на Марсовом поле: огромное скопление народа во время митинга, общий вид Марсового поля во время церемонии, большое количество флагов и транспарантов с лозунгами: «Бессмертная память павшим борцам за свободу», «Вечная память борцам за свободу», «Живые – павшим» и др. Группы оцепления, почетный караул военных и гражданских лиц у гробов погибших. Фотографии свидетельствуют: несмотря на массовое скопление народа, на Марсовом поле нет толчеи, следованию траурных колон ничто не мешает.

В письменных источниках зафиксировано, что по постановлению Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов похороны должны проходить без религиозных обрядов. Однако на фотографиях запечатлено совершение религиозного обряда на Марсовом поле: три священнослужителя совершают заупокойную службу над гробом погибшего. Рядом с гробом расположен большой крест с распятием, хоругви. В этой церемонии принимают участие солдаты, офицеры, мужчины и женщины. Мужчины без головных уборов, с преклоненными головами. Возможно эта панихида проводилась по инициативе родственников погибших. К сожалению, не удалось выяснить, сколько человек отпевали, на фотодокументах виден только один гроб. Примечательно, что большинство участвующих в панихиде - простые люди, о чем мы можем судить по одежде. Так, если сравнить одежду женщин во время панихиды с одеждой женщин, участвующих в официальном погребении, мы увидим, что первые одеты в платки и бесформенные пальто, вторые - более элегантны, на них шляпки и пальто с меховыми воротниками.

На нескольких фотодокументах, запечатлевших погребение, в кадре находятся объемные деревянные бочки в большом количестве. Выяснить, для чего они, что в них находилось не удалось. Возможно, в них находился цемент для заливки могил, либо вода для получения раствора. На некоторых фотографиях мы видим деревянный настил и специальные отверстия, в которые опускают гробы. Можно предположить, что настил сделан для удобства опускания гроба в могилу. Шесть человек (по трое с каждой стороны) на веревках опускают через отверстие деревянного настила на веревках гроб в могилу. Внизу несколько человек принимают гробы и укладывают в два ряда. Некоторые гробы украшены букетами цветов, к каждому прикреплена записка с фамилией погибшего. После похорон происходила заливка цементом братской могилы, что также отображено в документах.

Фотодокументы подтверждают факт посещения похорон жертв революции членами Временного правительства. На снимках: военный и морской министр А.И. Гучков, председатель Государственной думы М.В. Родзянко, министр иностранных дел П.Н. Милюков, член Временного комитета обер-прокурор Святейшего Синода В.Н. Львов и др.

При изучении кинодокументов, посвященных похоронам жертв Февральской революции в Петрограде 1917 г., были выявлены 12 ед. хр., содержащих киносъемки таких операторов как Ф.К. Вериго-Доровский, М.И. Быстрицкий (22 марта), Булла, который по основной своей специальности был фоторепортером, а также съемки, выполненные сотрудниками Скобелевского комитета и фирмы Братьями Патэ.

Сохранились съемки приготовления к траурной церемонии: «Накануне похорон. Приготовление могил на Марсовом поле 22-го марта 1917 года. М.И. Быстрицкий Петроград». На экране можно наблюдать группы людей - солдаты, гражданские лица, относящиеся к различным слоям общества, что можно определить по одежде. Они перекрывают проход на Марсово поле, где взрывается мерзлая земля и роются могилы. В руках у них большой плакат с надписью «Проход закрыт, взрывают землю для могил». Запечатлено, как солдаты роют могилы, стены укрепляют досками. Сверху могилы делают деревянный настил в виде мостика. В ряд лежат большие бочки, назначение которых выяснить не удалось. Интересен сюжет: «Часовня Обуховской больницы. Запайка гробов»: стоят два гроба, разогреваются паяльные приспособления для запайки гробов. Качество этого сюжета плохое, так как съемка произведена в темноте.

Проведенное исследование позволило устранить некоторые разногласия между учеными по поводу устроения могил на Марсовом поле. Б. Колоницкий, например, полагал, что было вырыто четыре большие могилы. Однако аудиовизуальные документы подтверждают мнение тех, кто считал, что была вырыта одна большая братская могила в виде буквы «Г».

В кинодокументе Скобелевского комитета «Национальные похороны героев и жертв Великой Русской революции на Марсовом поле в Петрограде 1917 г.» (руководитель съемок Г.М. Болтянский, операторы А. Дорн, И. Кобозев, П. Новицкий) в надписи в начале фильма говорится, что «в процессии участвовало до полутора миллиона человек». В письменных источниках встречаются разные цифры принявших участие в траурной церемонии, чаще всего встречается цифра 800 тысяч человек, в некоторых источниках говорится о миллионе участников манифестации. Но цифра в полтора миллиона человек встретилась только в надписи в этом фильме.

В первой части данного фильма показаны «грандиозное шествие процессий». Вторая часть – это процессии на Марсовом поле. Опускание гробов в могилу, солдаты на дне могилы укладывают гробы в два ряда. Благодаря этим кинодокументам можно увидеть в кадрах присутствовавших на церемонии депутатов Думы, членов Государственного совета и других видных государственных, военных и политических деятелей: «октябристов» А.И. Гучкова, М.В. Родзянко, генерала Л.Г. Корнилова, лидера «прогрессистов» А.И. Коновалова, вернувшегося с каторги И.Г. Церетели, деятелей русского революционного движения В.Н. Фигнер, В.И. Засулич, Г.А. Лопатина, петроградского градоначальника, профессора Военно-медицинской академии Юревича и др. Третья часть фильма посвящена революционным деятелям. В конце третьей части: братская могила с размещенными в ней гробами, к которым прикреплены бумажные листки с фамилиями погибших. Солдаты списывают фамилии. В основном все гробы простые, красные. На некоторых - белые крестики.

Кинодокумент «Национальные похороны жертв русской революции» (кинолетопись) аналогичен предыдущему фильму, но смонтированному в сокращении. В конце кинокадры, которые в монтажном листе не расшифрованы. Запись в монтажном листе: «по улице, с одноэтажными деревянными домами, проезжают открытые автомашины с офицерами, в одной из машин гражданское лицо. Солдаты приветствуют их». Далее аннотация «с автомашины приветствуют народ». Л.И. Широкова пишет: «где это происходит, установить не удалось. Сюжет не расшифрован». Весь фильм смонтирован по хронологии события, кроме нескольких кадров. В конце фильма, показано, как после похорон процессии расходятся по Троицкому мосту, после чего следуют кадры, запечатлевшие процессии солдат в день похорон с лозунгами. Надпись в титрах: «Процессия в день похорон жертв революции 23 марта». В монтажном листе запись: «с этими же лозунгами проходят по дороге за город, по сторонам дороги стоят солдаты и народ». Время этих событий установить оказалось трудно. На улице светло, значит, это не могло происходить после похорон, которые закончились поздно. Скорее всего, съемка выполнена во время похорон, когда опускались гробы в могилу, колонны, склоняя знамена и транспаранты, проходили мимо могил, следуя на выход через Троицкий мост за город. Возможно, этим же путем следовал автомобиль, в котором предположительно находятся М.В. Родзянко и Петроградский градоначальник Юревич.

Вызывает интерес фильм, снятый Братьями Патэ «Похороны жертв революции в Петрограде 23 марта 1917 года, Бр. Патэ». Фильм сопровождается пояснительными надписями. Первые кадры: вынос гробов из часовни Военно-медицинской академии, самая грандиозная траурная процессия Выборгского района - 56 гробов. Впереди боевая рота Московского полка, следом - оркестр РСДРП, состоящий из кронштадтских матросов. Двумя колоннами процессия движется на Марсово поле. Имеется съемка представителей Выборгского района уже на Марсовом поле у могил. Некоторые фотодокументы, хранящиеся в архиве, дублируют кадры этой киносъемки. Кинохроника запечатлела: к братской могиле подошли рабочие Русско-Балтийского завода с телом своего товарища. Гроб украшен цветами, что нетипично для данной церемонии. Это единственный гроб, на котором сделана надпись: «Товарищу Корякову 27/II-1917 26 лет от роду». В этом фильме также можно наблюдать участие представителей различных организаций в траурном шествии: студентов, рабочих, военных с транспарантами и флагами. Очень удачна съемка членов Временного правительства, хорошо видны их лица. Съемки шествия траурной процессии Выборгского района ведутся сверху.

В фильме «Торжественные похороны жертв великой революции на Марсовом поле 23 марта 1917 г.» «Фот. В. Булла Изд. Российского кинем. Акц. Общ.» (Фотограф В. Булла. Издательство Российского кинематографического общества) снято шествие траурных процессий на Невском проспекте. Булла уделил особое внимание событиям на Невском проспекте. Мимо Казанского собора по Невскому проспекту проходят колонны участников траурной церемонии с транспарантами и флагами. По другой стороне проспекта несут гробы с погибшими. Далее события переносятся на Марсово поле. Это та же съемка, только с других ракурсов: гробы несут к братской могиле, колонны манифестантов с транспарантами. Гроб опускается в могилу, офицер говорит по телефону – сигнал дежурного телефониста в Петропавловскую крепость, оттуда салютуют во время опускания каждого гроба в могилу. Комитет Временного правительства, главнокомандующий Корнилов, Петроградский градоначальник Юревич, «думцы 2-го созыва, возвратившиеся из ссылки. Необычная надпись в титрах: «бабушка» Вера Засулич». В.И. Засулич в сопровождении И. Рамишвили и других проходят по Марсову полю.

Съемки под названием «Грандиозные гражданские похороны жертв революции в Петрограде 23-го марта. Съемки Ф.К. Вериго-Доровского» начинаются словами Леонида Андреева: «… мы первые и счастливейшие граждане свободной России, мы должны благоговейно склонить колени перед теми, кто боролся, страдал и умирал за нашу свободу. Вечная память погибшим борцам за свободу!». Первая часть фильма посвящена траурному шествию манифестантов с транспарантами и флагами и процессии с гробами.

В отличие от предыдущих этот фильм имеет многочисленные и подробные надписи. Например: «Цепь в центре могил составлена членами Совета рабочих и солдатских депутатов» или «Совет рабочих и солдатских депутатов. Впереди Церетели, Скобелев, Стеклов» или: «Исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов. В центре товарищ председатель Скобелев». Надписи поясняют чины и должности лиц: «Министр иностранных дел Милюков», «Обер прокурор Святейшего Синода В.Н. Львов», «Адвокат О.О. Грузенберг и депутат А.Ф. Бобянский».

Вторая часть фильма начинается с надписей, не встречающихся прежде ни в одном из фильмов: «Отряд скорой помощи». В кадрах: санитарная машина, люди возле нее, плачущая женщина на краю могилы. Титры поясняет «У могилы мать, потерявшая единственного сына». Опускание гробов в могилу, на ее дне солдаты размещают гробы по рядам. Солдаты списывают данные с записок, прикрепленных к гробам. Заключительная надпись: «О, сколько их! Сколько их! Сколько безвестных могил, сколько трупов, сколько страданий оставил позади себя Николай Романов. Леонид Андреев».

«Киносъемка о похоронах жертв Февральской революции в Петрограде (остатки от фильма 1917 года с надписями)». Это точная копия фильма оператора Ф.К. Вериго-Доровского в сокращении. Первые и последние титры фильма, в отличие от предыдущего, собраны в один кадр. Фамилия и имя автора - Леонид Андреев – отсутствует.

Анализ кинодокументов РГАКФД по теме «Похороны жертв Февральской революции 23 марта 1917 года в Петрограде» показал, что все фильмы об этом событии несут важную дополнительную информацию, имеют разные по информативности пояснительные надписи. Один из операторов уделял особое внимание процессиям Выборгского района, другой - Невского проспекта. Съемки одного и того же события производились с разных ракурсов.

Несомненно, что каждый из этих фильмов важен для изучения истории. В совокупности с письменными источниками аудиовизуальные документы помогают воссоздать полную картину происходившего, расширяют исследовательское поле деятельности в изучении исторического события - траурной церемонии, которая должна была превратиться в грандиозный и всенародный «праздник свободы». Изобразительные документы события позволяют проследить от начала до конца действие этого грандиозного «спектакля», увидеть лица людей, почувствовать их настроение.

На первый взгляд второстепенные детали на периферии фотоотпечатка или кинопленки оказались исключительно важными, важнее самого события, которое оценит время. В этом и состоит историческая ценность и уникальность изобразительных источников.

Chertilina M.A. Burial of death tolls of February revolution in Petrograd 23 march 1917 in cinema and photography documents of RGAKFD

Аннотация / Annotation

Автор раскрывает состав и содержание, сведения о сохранности кинофотодокументов Российского государственного архива кинофотодокументов, отражающих похороны жертв Февральской революции в Петрограде 23 марта 1917 г., а также исследует источниковый потенциал данных кинофотодокументов.

Author opens structure and content, information about safety cinema and photography documents in Russian state archive of cinema and photography documents. This information contains burial of death tolls of February revolution in Petrograd 23 march 1917 and research source potential of this cinema and photography documents.

Ключевые слова / Keywords
Российский государственный архив кинофотодокументов, жертвы Февральской революции 1917 г., Марсово поле в Петрограде, аудиовизуальный документ, источниковедение, негатив, киносъемка, обеспечение сохранности аудиовизуальных документов. Russian state archive of cinema and photography documents, death tolls of February revolution in 1917, the field of Mars in Petrograd, audiovisual document, source study, negative, filming, safety of audiovisual documents.

ПОДПИСИ К ФОТО

Члены Временного правительства у братской могилы на Марсовом поле.

Траурная процессия во время похорон жертв Февральской революции на одной из улиц города.
Петроград, 23.03. 1917 г. Автор неизвестен

Траурная панихида по погибшим во время похорон жертв Февральской революции.

Похороны жертв Февральской революции на Марсовом поле.
Петроград, 23.03. 1917 г. Автор неизвестен

Траурная процессия на Невском проспекте во время похорон жертв Февральской революции.
Петроград, 23.03. 1917 г. Автор П. Оцуп

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки .

23 марта состоялись общегосударственные похороны жертв старого режима - борцов за революцию . Официальное название празднества было: «День воспоминания о жертвах Революции и всенародный праздник Великой Русской Революции на все времена».

Регистрационное справочное Бюро Всероссийского союза городов сообщало о 1443 жертвах революции (в том числе полицейские, выступавшие на стороне царизма, - 11 убитых и 50 раненых). Среди них: воинских чинов 869 (из них 70 убитых), рабочих 237 (убитых 22); учащихся высших учебных заведений 25 (убитых 5); других граждан 251 (из них детей 20; убитых 60, в том числе 5 детей).

Хоронить погибших в Петербурге решили на Марсовом поле . При царе там проводили парады, к тому же там были казармы гвардейского Павловского полка, солдаты которого первыми перешли на сторону революции.

По замыслу, все желающие (а это была практически половина двухмиллионного города) должны были пройти мимо братских могил на Марсовом поле. Перед похоронами было множество опасений, что это невозможно, что трудно будет сохранить порядок, что будут провокации, получится очередная Ходынка и т. п.

Член Исполкома Петроградского Совета Николай Суханов так описывал проблемы подготовки к похоронам:

«Боялись, конечно, провокации и Ходынки. Черная сотня как-никак еще существовала. Воспользоваться стечением всего революционного Петербурга, устроить провокационную панику, массовую давку, стрельбу и сыграть на этом во время смятения еще неустойчивых умов - это могло быть очень соблазнительно для потерпевших темных сил, куда-то исчезнувших с открытого горизонта…

С другой стороны, «лучшие военные авторитеты» утверждали категорически, что миллионную массу пропустить в течение дня через один и тот же пункт совершенно невозможно. Говорили, что это окончательно и бесповоротно доказано и теорией, и практикой массовых передвижений войск. Между тем в похоронах должен был принять участие весь петербургский пролетариат, весь гарнизон, и собиралась на похороны также вся обывательская и интеллигентская масса, горевшая первым энтузиазмом…

Обеспечить порядок приходилось в полном смысле самому населению, и приходилось положиться на его сознательность и самодисциплину. Молодая милиция и громоздкий, разбухший, совершенно неопытный в этих делах гарнизон сами по себе ничего не могли сделать. Зато, если бы все сошло хорошо, это был бы блестящий экзамен и новая огромная победа петербургской демократии».

Но все опасения были напрасны. В «Известиях Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов» от 25 марта похороны описывались следующим образом:

«С раннего утра рабочее население Петербурга вышло на улицы и выстроилось по заранее выработанному плану. Стройными колоннами двинулось шествие со всех окраин города на Марсово поле, где было вырыто 4 больших могилы. Колонна за колонной проходили мимо могил районы, склоняя свои знамена. Лозунги знамен: «Вечная память погибшим борцам!», «Да здравствует демократическая республика!», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Да здравствует европейская революция!» и т. д.

В 2 часа дня показался грандиозный Выборгский район с наибольшим количеством жертв. Процессия этого района растянулась на 5 верст. Нарвский район мог быть пропущен к могилам только в 4 часа. В этой процессии шли в полном своем составе рабочие Путиловского завода в количестве 30 тыс. человек; здесь же следовали полуроты Измайловского и Петербургского гвардейских полков, гвардии 3-го стрелкового полка, 176 пехотного запасного полка, Петербургского и Царскосельского гарнизонов. На могилах произносились речи политического характера. После похорон в различных местах города произошли митинги».

В 9:30 утра, т. е. за полчаса до назначенного срока, у Марсова поля со стороны Садовой улицы показалась Василеостровская процессия. Во главе ее шел оркестр Финляндского и Кексгольмского полков. За ними колыхалось огромное знамя, и солдаты несли на руках 4 красных гроба, украшенных цветами. <…>

Василеостровский район отнял два с половиной часа. <…>

Петроградский район.

Начинается вынос тел из Петропавловской больницы. Взоры прикованы к больничным воротам. Появляется первый гроб - все обнажают головы. На красной стенке гроба отчетливо виднеется крупная черная надпись: «Павшим борцам». <…> Второй, третий… 8 красных, как кровь, гробов.

Процессия трогается в путь. Оркестры играют, «Марсельезу», колышутся знамена. В час дня процессия приблизилась к братской могиле…

Выборгский район.

Район должен был двинуться от здания Военно-Медицинской академии в 10 час. утра. Сотни знамен стеклись к этому часу на Нижегородскую улицу. Во главе процессии, вслед за пятьюдесятью одним красным гробом, вынесенным из церкви академии под стройные звуки похоронного марша, поместилась боевая рота Московского полка, а вслед за ней оркестр Р. С.-Д. Р. П., составленный из кронштадтских матросов, членов нашей партии… Выстраиваются стройные колонны… Много старых, знакомых товарищей; некоторые из них вернулись только что из ссылки, с поселения, с каторги… <…>

В 4 ч. дня к Марсову полю подошла процессия Нарвского района с оркестром Измайловского и Петроградского полков. Эта процессия принесла 29 гробов в братскую могилу.

Путиловский завод представил особенно внушительную картину… рабочие этого завода в количестве до 30 000 человек стройно прошли перед братской могилой.

Невский район.

В 5:15 раздались новые выстрелы из Петропавловской крепости - это пришел Невский район. В этой процессии было 40 гробов.

Совершенно случайно Невский район оказался самым большим, благодаря тому, что в него влились прибывшие рабочие Колпинского завода в количестве до 40 тысяч человек.

Последней на Марсово поле прибыла манифестация Московского района.

День уже склонялся к вечеру, и солнце бросало последние отблески на 45 красных гробов, принесенных из Обуховской больницы.

Хвост этого района прошел мимо братской могилы в одиннадцатом часу вечера. Так как было уже совсем темно, то специально было проведено пять прожекторов, которые освещали все поле. Кроме того, процессия шла с факелами и освещала путь.

Глубоко за полночь кончились шествия мимо братской могилы.

По приблизительному подсчету, мимо братских могил на Марсовом поле прошло не менее 800 000 человек».

В Москве в некоторых учреждениях и на вокзалах железных дорог были совершены панихиды по жертвам революции, похороны которых происходили в Петербурге. На фабриках и заводах целый день проходили митинги. Подобные же мероприятия проходили по всей России, в особенности в крупных городах - Одессе, Киеве, Симбирске (Ульяновске) и других. Всюду в день похорон проходили грандиозные манифестации солдат, железнодорожных служащих, рабочих и граждан всех сословий.

Революционер Владимир Войтинский вспоминал:

«23 марта рабочие и солдаты Петрограда хоронили своих товарищей, павших в дни Февральской революции. Это были не просто торжественные похороны - это была манифестация, равной которой еще не бывало в России, это был смотр сил победившей революции. В моих воспоминаниях о 1917 годе, где так мало светлых страниц, я должен отметить этот ничем не омраченный день единения демократии.

С утра до вечера со всех окраин двигались к центру города и на Марсово поле несметные толпы с красными знаменами. Шли стройными рядами, как бегущие одна за другой волны в море. Помню, на Знаменской площади я поднялся на ступени памятника Александру III - отсюда колонны манифестантов казались бесконечными. Заводские знамена с портретами Маркса, Энгельса, Лассаля, с изображениями братски обнявшихся рабочего и солдата, с вышитыми золотом по алому бархату призывами пролетариев всех стран к объединению. Иные знамена были украшены золочеными кистями, и в этой расточительности было что-то бесконечно трогательное, наивное, праздничное.

За заводами шли полки, за солдатами - снова рабочие, мужчины и женщины, старые, молодые, подростки. Порой над толпой раздавалось пение - проходил рабочий хор, сотни голосов согласными, дружными звуками рабочего гимна провожали в братскую могилу плывшие над головами манифестантов покрытые цветами и зеленью фобы жертв революции. Порядок был изумительный - это должны были признать самые непримиримые враги Советов.

Буржуазно-интеллигентская публика в манифестации почти не участвовала. Но на улицах был в этот день «весь» Петроград, колонны солдат и рабочих проходили мимо шпалер толпившейся на тротуарах публики - и на стороне манифестантов в этот день было всеобщее сочувствие, и оно придавало особую торжественность, внушительность этому смотру сил Петроградского совета…»

«Бродил по улицам, смотрел на единственное в мире и в истории зрелище, на веселых и подобревших людей, кишащих на нечищеных улицах без надзора. Необычайное сознание того, что все можно, грозное, захватывающее дух и страшно веселое. Может случиться очень многое, минута для страны, для государства, для всяких «собственностей» - опасная, но все побеждается тем сознанием, что произошло чудо и, следовательно, будут еще чудеса. Никогда никто из нас не мог думать, что будет свидетелем таких простых чудес, совершающихся ежедневно.

Ничего не страшно, боятся здесь только кухарки. Казалось бы, можно всего бояться, но ничего страшного нет, необыкновенно величественна вольность, военные автомобили с красными флагами, солдатские шинели с красными бантами, Зимний дворец с красным флагом на крыше. Выгорели дотла Литовский замок и Окружной суд, бросается в глаза вся красота их фасадов, вылизанных огнем, вся мерзость, безобразившая их внутри, выгорела. Ходишь по городу как во сне. Дума вся занесена снегом, перед ней извозчики, солдаты, автомобиль с военным шофером провез какую-то старуху с костылями (полагаю, Вырубову - в крепость). Вчера я забрел к Мережковским, которые приняли меня очень хорошо и ласково, так что я почувствовал себя человеком (а не парием, как привык чувствовать себя на фронте). Обедал у них, они мне рассказали многое, так что картина переворота для меня более или менее ясна: нечто сверхъестественное, восхитительное. <…>

Вся Литейная и весь Невский запружены народом, матросы играют марш Шопена. Гробы красные, в ту минуту, когда их опускают в могилу на Марсовом поле, производится салют с крепости (путем нажатия электрической кнопки).

Сейчас пойду на улицу - смотреть, как расходятся»

Максим Горький так описал свои впечатления от этого дня:

«Силой, которая всю жизнь крепко держала и держит меня на земле, была и есть моя вера в разум человека. До сего дня русская революция в моих глазах является цепью ярких и радостных явлений разумности. Особенно мощным явлением спокойной разумности был день 23-го марта, день похорон на Марсовом поле.

В этом парадном шествии сотен тысяч людей впервые и почти осязательно чувствовалось - да, русский народ совершил революцию, он воскрес из мертвых и ныне приобщается к великому делу мира - строению новых и все более свободных форм жизни!

Огромное счастие дожить до такого дня!

И всей душой я желал бы русскому народу вот так же спокойно и мощно идти все дальше, все вперед и выше, до великого праздника всемирной свободы, всечеловеческого равенства, братства!»

Не плачьте над трупами павших борцов,

Погибших с оружьем в руках,

Не пойте над ними надгробных стихов,

Слезой не скверните их прах!

Не нужно ни гимнов, ни слез мертвецам,

Отдайте им лучший почет:

Шагайте без страха по мертвым телам,

Несите их знамя вперед!

С врагом их, под знаменем тех же идей,

Ведите их бой до конца!

Нет почести лучшей, нет тризны святей

Для тени достойной борца!

Сразу за стихотворением была размещена статья Льва Каменева с многозначительным заголовком «Не последние»:

«Обнажая головы перед гробами павших борцов за свободу, вспоминая с горькой мукой тех, кто погиб, не дождавшись дней победы, - одним обязаны мы перед светлыми тенями положивших жизнь свою за други своя: правдой.

Горька и сурова эта правда.

При глухом молчании большинства, запуганного и обессиленного царизмом, в течение столетия шли на муки и смерть лучшие люди России. Мощный взрыв народного негодования не остановил руки тех, кто вешал декабристов, кто поставил под расстрел петрашевцев, кто взвел на эшафот Желябова, Перовскую, Ульянова, кто исстрелял десятки и сотни рабочих, солдат, матросов и крестьян в 1906-7 гг. И когда у позорного столба стоял на площади Петербурга великий русский демократ и революционер Чернышевский, - лишь одна женская рука бросила к подножью его эшафота букет красных цветов.

Сегодня не то. Миллионная масса пришла к свинцовым гробам погибших борцов, чтобы почтить их жертву за свободу. Миллионы людей в России провозгласят славу тем, кто своей борьбой завоевал свободу. Но погибшим не надо почета, и всякая благодарность ниже их подвига. Другое сказали бы, другое потребовали бы погибшие за столетие борьбы борцы.

«Борьба не кончена, - сказали бы они.- Мы не последние жертвы, которые принесет человечество в своем движении к истинной свободе и истинному равенству. Не последние жертвы мы и в России, где закрепление плодов революции и их расширение потребуют еще и еще новых жертв. Не дайте же повториться истории! Плотным кольцом окружите тех, кто пойдет по нашему пути, и, когда придет час новых битв, будьте с ними! Не почета после кровавой битвы, а поддержки во время ее требуем мы от тех, кто сейчас пришел к нашей могиле. Пусть никогда больше не повторится позорная для свободного народа картина гибели его передовых борцов при равнодушном молчании граждан! Пусть радость достигнутых побед не заслонит перед вами вашей обязанности стать на защиту революционных приобретений народа!»

Нет ныне в России власти выше власти восставшего народа. Да не иссякнет его революционная страсть! Да не ослабнет его революционный энтузиазм! Да пребудет миллионная масса, собравшаяся вокруг гробов павших, армией революции и, разойдясь после похорон, да не превратится она в обывательскую массу, за которую гибнут передовые борцы!

Не последние жертвы на пути к всенародному счастью хороним мы сегодня. Но тем меньше будет их впереди, чем крепче сплотимся мы вокруг поднятых ими красных знамен революции.

Стойте стойко вокруг этих знамен, всей своей массой защищайте их, будьте той же миллионной массой, когда придется в тяжкие дни борьбы отстаивать их от враждебных сил, какой вы сейчас явились на светлый праздник свободы, - вот завет павших».

Многие фронтовые воинские части 23 марта прислали в Петербург свои делегации. Некоторые из них выступали на фабриках и заводах в поддержку большевистских лозунгов, в особенности по части отношения к войне.

«Известия Петроградского Совета» 23 марта опубликовали «Основную программу Совета Солдатских Депутатов» , составленную 109 дивизией и несколькими частями действующей армии. В ней выдвигались требования немедленного заключения мира и контроля над операционной частью со стороны солдатских исполнительных комитетов. Составители программы заявляли, что готовы поддерживать Совет всеми возможными средствами.

Прошедший в Кронштадте 23 марта митинг принял резолюцию, требующую окончательного уничтожения капиталистического строя и установления диктатуры пролетариата.

Солдаты, служащие в военных управлениях и канцеляриях Петербургского гарнизона, объявили о создании Соединенного Комитета, настроенного враждебно к Петроградскому Совету.

Среди солдатских групп также выделяется «Родина и Народная Армия», обратившаяся ко всей армии с призывом поддержать такие требования:

«1) довести войну до полного обеспечения завоеванной народом и армией свободы;

2) освободить разрушенные и угнетенные Польшу, Украину, Сербию, Армению, Румынию, Бельгию и Эльзас-Лотарингию;

3) предоставить освобожденным от германского ига народам право на полное самоопределение».

На прошедшей в Москве 23 марта конференции Партии народных социалистов была принята резолюция, утверждающая, что войну нужно вести до тех пор, пока не будет уничтожена опасность, угрожающая российской свободе со стороны Германии. Настаивать на мире во что бы то ни стало нельзя - необходимо, чтобы немцы отказались от аннексий, политической гегемонии и обогащения за счет других государств. Временное Правительство должно только объявить, что наши военные действия не несут никаких завоевательных целей.

«Конференция выражает готовность энергично поддерживать Временное правительство в осуществлении обнародованной нм программы и вместе с тем считает пагубным для успеха революции и для защиты страпы попытки каких-бы то ни было организаций присвоить себе функции правительственной власти».

Свой взгляд на цели войны 23 марта высказал репортерам газет министр иностранных дел Временного правительства Милюков :

«Освобождение славянских народностей, населявших Австро-Венгрию, объединение итальянских, румынских земель, образование чешско-славянского и сербско-хорватского государства, слияние украинских земель Австро-Венгрии с Россией - таковы задачи будущего мирного конгресса.

Если мы, русские, претендуем на обладание Константинополем и проливами, то этим мы ничуть не посягаем на национальные права Турции, и никто нам не в праве бросить упрек в захватных тенденциях. Обладание Царьградом всегда считалось исконной национальной задачей России. Нейтрализация проливов, была бы безусловно вредной для наших национальных интересов».




5 марта Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов постановил назначить похороны на 10 марта. Этот день объявлялся «днем воспоминания о жертвах Революции и всенародным праздником Великой Русской Революции на все времена». Было предписано организовать похороны как «всенародные и общегражданские» без церковного обряда. Церковная панихида могла быть совершена родственниками погибших «по их убеждению».

Священники военных храмов в этот день должны были совершить заупокойные богослужения в храмах.
Траурная панихида по погибшим во время похорон жертв Февральской революции

В похоронах жертв революции призвано было участвовать все население столицы, а также Петроградского гарнизона в полном составе. Однако 10 марта похороны не состоялись и срок церемонии еще не раз переносился, пока, наконец, не была назначена окончательная дата – 23 марта 1917 г.

Дискуссии разгорелись по поводу выбора места захоронения. Первоначально большинство делегатов высказалось в пользу Дворцовой площади, но появились возражения. Организаторов беспокоили почвенные воды под Дворцовой площадью, опасались, что братские могилы нарушат целостность знаменитого архитектурного ансамбля площади. Назывались Казанский собор, Знаменская площадь.

Петроградский Совет принял решение о захоронении жертв революции на Марсовом поле. Склеп планировалось разместить под огромной колонной, рядом воздвигнуть «по всем правилам науки, техники и искусства» здание для российского парламента, которое должно было стать центром управления всей Россией. Грандиозный вход в здание парламента, обращенный к Неве, должны были украшать статуи видных деятелей революции.
Траурная процессия во время похорон жертв Февральской революции на одной из улиц города.

Специальная комиссия, созданная Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов, выступила организатором похорон. Частям гарнизона были отданы приказы об участии в церемонии, выделении особых подразделений с оркестрами. В день похорон в городе предусматривалась остановка работы промышленных и торговых предприятий, прекращено трамвайное движение.

Был определен путь, и время следования траурных процессий из каждого района Петрограда к Марсовому полю. Схема организации колонн заверена подписью главнокомандующего войсками генерал-лейтенанта Л.Г. Корнилова.
Траурная процессия на Невском проспекте во время похорон жертв Февральской революции.

Газета «Петроградский листок» писала об этом событии: «…медленно со всех концов города движутся процессии с гробами жертв, с развевающимися флагами, с несметной толпой народа. Медленно, торжественно раздается в воздухе согласное пение тысячи голосов: «Вы жертвою пали в борьбе роковой…».

Шествие, начавшиеся с 9 час. 30 мин. закончилось далеко за полночь. Мимо братских могил на Марсовом поле прошло не менее 800 тыс. человек. Присутствие членов Временного комитета Государственной Думы, Временного правительства, депутатов Петроградского Совета подчеркивало особый, общегосударственный характер события. Военный и морской министр А.И. Гучков, сопровождаемый командующим Петроградским военным округом генералом Л.Г. Корниловым, прибыл на Марсово поле в 10 часов. Министр встал на колени перед могилами и перекрестился.

Репортажные съемки похорон жертв революции охватывают все этапы траурной церемонии: шествие колонн из разных районов Петрограда с гробами погибших, обстановка на улицах города, митинг на Марсовом поле, захоронение жертв и др. Среди них: 10 фотодокументов, отснятых известным фотографом Петром Оцупой: «Траурная процессия на Невском проспекте», «Траурная процессия в Выборгском районе», «Опускание гроба в могилу во время похорон жертв февральской революции 23 марта 1917 года», «Церковная панихида на Марсовом поле», «Милиция из представителей студенчества», «Траурные колонны на Марсовом поле».

Исследуя информацию фотодокументов, можно видеть огромное количество людей различных социальных групп, принявших участие в траурной церемонии. Это солдаты и офицеры, рабочие, интеллигенция, студенты.

Мероприятие планировалась заранее, и было хорошо подготовлено. На снимках запечатлено большое количество флагов и транспарантов с лозунгами, которые написаны грамотно без орфографических и стилистических ошибок, ровными буквами. Колонны траурных процессий с флагами и транспарантами движутся к Марсовому полю в полном порядке.
Похороны жертв Февральской революции на Марсовом поле

На одном из снимков видно: в голове колонн идут знаменосцы или те, кто несет транспарант с лозунгами. Следующими шествуют военные подразделения Петроградского гарнизона с оркестром. Бесконечные колонны манифестантов движутся по улицам Петрограда, солдаты несут гробы с телами погибших героев, о чем свидетельствуют репортажные кадры.
На Марсовом поле

Среди представителей траурной церемонии на фотодокументах запечатлены делегации студентов Академии художеств, шлиссельбуржцев, рабочих 1-го Русского завода рентгеновских трубок, солдат автодивизиона. За порядком на улицах города следят военные на лошадях. По двум сторонам улицы гражданское население, в том числе и женщины. Оттесняя толпу, взявшись за руки стоят в оцеплении солдаты, обеспечивая незамедлительное продвижение траурной процессии. На одной из фотографий - милиция из представителей студенчества. Траурные колонны сопровождают гробы с погибшими до Марсова поля, где вырыта большая братская могила. Фотографы зафиксировали, как солдаты роют мерзлую землю накануне траурного мероприятия - 22 марта.

Фотодокументы фиксируют картину событий, происходящих непосредственно на Марсовом поле: огромное скопление народа во время митинга, общий вид Марсового поля во время церемонии, большое количество флагов и транспарантов с лозунгами: «Бессмертная память павшим борцам за свободу», «Вечная память борцам за свободу», «Живые – павшим» и др. Группы оцепления, почетный караул военных и гражданских лиц у гробов погибших. Фотографии свидетельствуют: несмотря на массовое скопление народа, на Марсовом поле нет толчеи, следованию траурных колон ничто не мешает.

В письменных источниках зафиксировано, что по постановлению Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов похороны должны проходить без религиозных обрядов. Однако на фотографиях запечатлено совершение религиозного обряда на Марсовом поле: три священнослужителя совершают заупокойную службу над гробом погибшего.

Рядом с гробом расположен большой крест с распятием, хоругви. В этой церемонии принимают участие солдаты, офицеры, мужчины и женщины. Мужчины без головных уборов, с преклоненными головами. Возможно эта панихида проводилась по инициативе родственников погибших. К сожалению, не удалось выяснить, сколько человек отпевали, на фотодокументах виден только один гроб. Примечательно, что большинство участвующих в панихиде - простые люди, о чем мы можем судить по одежде. Так, если сравнить одежду женщин во время панихиды с одеждой женщин, участвующих в официальном погребении, мы увидим, что первые одеты в платки и бесформенные пальто, вторые - более элегантны, на них шляпки и пальто с меховыми воротниками.

На нескольких фотодокументах, запечатлевших погребение, в кадре находятся объемные деревянные бочки в большом количестве. Выяснить, для чего они, что в них находилось не удалось. Возможно, в них находился цемент для заливки могил, либо вода для получения раствора. На некоторых фотографиях мы видим деревянный настил и специальные отверстия, в которые опускают гробы. Можно предположить, что настил сделан для удобства опускания гроба в могилу. Шесть человек (по трое с каждой стороны) на веревках опускают через отверстие деревянного настила на веревках гроб в могилу.

Внизу несколько человек принимают гробы и укладывают в два ряда. Некоторые гробы украшены букетами цветов, к каждому прикреплена записка с фамилией погибшего. После похорон происходила заливка цементом братской могилы, что также отображено в документах.

Фотодокументы подтверждают факт посещения похорон жертв революции членами Временного правительства. На снимках: военный и морской министр А.И. Гучков, председатель Государственной думы М.В. Родзянко, министр иностранных дел П.Н. Милюков, член Временного комитета обер-прокурор Святейшего Синода В.Н. Львов и др.

При изучении кинодокументов, посвященных похоронам жертв Февральской революции в Петрограде 1917 г., были выявлены 12 ед. хр., содержащих киносъемки таких операторов как Ф.К. Вериго-Доровский, М.И. Быстрицкий (22 марта), Булла, который по основной своей специальности был фоторепортером, а также съемки, выполненные сотрудниками Скобелевского комитета и фирмы Братьями Патэ.

Сохранились съемки приготовления к траурной церемонии: «Накануне похорон. Приготовление могил на Марсовом поле 22-го марта 1917 года. М.И. Быстрицкий Петроград». На экране можно наблюдать группы людей - солдаты, гражданские лица, относящиеся к различным слоям общества, что можно определить по одежде. Они перекрывают проход на Марсово поле, где взрывается мерзлая земля и роются могилы. В руках у них большой плакат с надписью «Проход закрыт, взрывают землю для могил». Запечатлено, как солдаты роют могилы, стены укрепляют досками. Сверху могилы делают деревянный настил в виде мостика. В ряд лежат большие бочки, назначение которых выяснить не удалось. Интересен сюжет: «Часовня Обуховской больницы. Запайка гробов»: стоят два гроба, разогреваются паяльные приспособления для запайки гробов. Качество этого сюжета плохое, так как съемка произведена в темноте.

Проведенное исследование позволило устранить некоторые разногласия между учеными по поводу устроения могил на Марсовом поле. Б. Колоницкий, например, полагал, что было вырыто четыре большие могилы. Однако аудиовизуальные документы подтверждают мнение тех, кто считал, что была вырыта одна большая братская могила в виде буквы «Г».
Члены Временного правительства у братской могилы на Марсовом поле

В кинодокументе Скобелевского комитета «Национальные похороны героев и жертв Великой Русской революции на Марсовом поле в Петрограде 1917 г.» (руководитель съемок Г.М. Болтянский, операторы А. Дорн, И. Кобозев, П. Новицкий) в надписи в начале фильма говорится, что «в процессии участвовало до полутора миллиона человек». В письменных источниках встречаются разные цифры принявших участие в траурной церемонии, чаще всего встречается цифра 800 тысяч человек, в некоторых источниках говорится о миллионе участников манифестации.

5 апреля 1917 года (23 марта по старому стилю) состоялись похороны жертв Февральской революции на Марсовом поле в Петрограде (Санкт-Петербурге).

Организатором похорон стал Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, который постановил назначить похороны жертв Февральской революции на 23 марта (10 марта по старому стилю). Этот день объявлялся "днем воспоминания о жертвах Революции и всенародным праздником Великой Русской Революции на все времена".

Похороны 5 апреля были не только петроградским, но и общероссийским событием. В Кронштадте в этот день состоялась панихида по жертвам революции. В траурном шествии здесь участвовало до 50 тысяч человек. В других городах России прошла новая волна "Праздников Свободы". В Москве некоторые предприятия не работали, на заводах и в конторах проходили митинги; в некоторых учреждениях были совершены панихиды. В Киеве, Одессе, Самаре, Риге, Симбирске состоялись манифестации, посвященные памяти "борцов за свободу". Нередко центрами этих манифестаций становились места захоронений жертв революций 1905 и 1917 годов.

Позже к жертвам Февральской революции прибавились захоронения участников Октябрьской революции и гражданской войны, начало этому положили торжественные похороны В. Володарского в июне 1918 года.

В 1918-1940 годах Марсово поле называлось площадью Жертв Революции.

В 1919 году на Марсовом поле был открыт памятник борцам революции, созданный по проекту архитектора Льва Руднева. Автором надписей на памятнике стал первый советский нарком просвещения Анатолий Луначарский.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Еще в период правления Петра I на левобережье Невы близ Санкт-Петербурга находился обширный пустырь, который назывался Потешным полем. На нем проходили воинские смотры и увеселительные гуляния с шикарными фейерверками, которым завидовала вся Европа.

После смерти императора в 1725 году поле получило имя Царицын луг, поскольку на его южной части был построен дворец вдовствующей правительницы государства Российского Екатерины I.

С приходом к власти Александра I, в начале XIX века, Царицын луг превратился в традиционное место парадов и смотров. Тогда же за ним и закрепилось название — Марсово поле . К XX веку оно представляло собой заброшенный пустырь, лишь изредка приводимый в порядок.

Между тем события в России развивались с головокружительной быстротой: «маленькая победоносная» война с Японией, закончившаяся полным провалом, едва усмиренная первая русская революция, кровавая Первая мировая война — все это тяжелым бременем многочисленных проблем легло на плечи народа. Люди бедствовали и роптали, назревала революционная ситуация.

И вот грань, отделявшая законопослушных граждан от бунтовщиков, была перейдена, и в феврале 1917 года в Петрограде произошла революция. В многочисленных уличных потасовках погибло немало народу. Жертв было решено похоронить на Дворцовой площади.

«Это будет как символ крушения того места, где сидела гидра Романовых», — написали «Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов». Однако против подобного захоронения выступил знаменитый писатель Максим Горький и группа деятелей культуры, предложив в качестве альтернативы Марсово поле. Предложение было принято.

23 марта состоялись похороны жертв Февральской революции. Всего на Марсовом поле под пламенные речи и звуки «Марсельезы» в могилы было опущено 180 гробов. По проекту архитектора Льва Руднева началось сооружение грандиозного гранитного надгробия в виде ступенчатого четырехугольника с четырьмя широкими проходами к могилам. На его постройку ушло более трех лет.

Идея хоронить людей, погибших за дело революции, на Марсовом поле прижилась. Пришедшие к власти большевики активно принялись за новые захоронения. Так, в 1918 году появились могилы убитых контрреволюционерами Моисея Володарского, Моисея Урицкого, Семена Нахимсона, Рудольфа Сиверса и четырех латышских стрелков из Тукумского социалистического полка.

Специальным указом в декабре 1918 года была создана комиссия, занимавшаяся подбором достойных кандидатур для погребения на знаменитом кладбище. В 1919— 1920 годах под руководством комиссии было похоронено девятнадцать известных большевиков, погибших на фронтах гражданской войны.

Захоронения на Марсовом поле продолжались вплоть до 1933 года. Последним «успевшим» был «сгоревший на работе» секретарь Ленинградского горкома ВКП(б) Иван Газа. После этого кладбище объявили историческим памятником. В 1957 году, в канун сорокалетия Октябрьской революции, на нем зажгли Вечный огонь. Уже в 70-х годах сложилась традиция проводить на могилах торжественный обряд — возложение цветов новобрачными.

Однако не все так гладко в истории знаменитого поля. Еще во времена Екатерины I было известно, что это место нехорошее. По свидетельствам очевидцев, перед сном императрица любила послушать рассказы старух о давних временах.

Однажды во дворец привели чухонку, знавшую немало преданий. Государыня с интересом слушала ее рассказы, но вот та начала говорить о тех ужасах, которые, по ее мнению, были связаны с Царицынским лугом, раскинувшимся прямо напротив покоев Екатерины.

«Тут, матушка, на лугу-то этом, издавна вся нечисть водная обретается. Как полнолуние, так они и лезут на берег. Утопленники синие, русалки скользкие, а то, бывает, и сам водяной в лунном свете погреться выползет», — вещала старуха.

«Вот дура-то старая, до смерти напугала», — раздраженно сказала императрица и тут же приказала выгнать рассказчицу. Этим же вечером Екатерина покинула дворец на Царицынском лугу и больше в нем никогда не появлялась.

Спустя 180 лет, осенью 1905 года, в Петербурге случилось таинственное происшествие, подтвердившее недобрую славу Марсова поля. В одну из ночей по Миллионной улице следовал конный жандармский наряд. По мостовой стучали копыта и слышался негромкий голос охранников правопорядка.

«Леволюционеры энти, ну там еврейцы да студенты всякие, самая что ни есть отпетая сволочь. Против царя настраивают и бомбами бросаются», — читал лекцию двум новобранцам жандармский унтер-офицер.

Медленно они подъехали к мрачной громаде Марсова поля. Несколько фонарей тускло светило на его окраине, дальше была непроглядная тьма.

«Тише, — вдруг насторожился офицер. — Слышите?». Из глубины поля доносились какие-то странные звуки, словно по земле хлестали чем-то большим и влажным.

Прошелестевший ветер донес из темноты могильный холод, запах тины и вкрадчивый девичий смех. Лошади жандармов испуганно захрапели. «Но, балуй у меня!» — прикрикнул унтер и, приказав подчиненным оставаться на месте, смело направил лошадь во мрак. Не прошло и минуты, как в ночи послышался отчаянный крик и удалявшийся конский топот.

На следующее утро на Невском проспекте была поймана лошадь со сбившимся седлом, а на Марсовом поле найдена помятая жандармская фуражка со следами непонятного вещества, напоминающего рыбью слизь. Ее несчастный владелец бесследно исчез. Поиски пропавшего длились недолго, поскольку в городе начались беспорядки, и о случившемся забыли.

После возведения надгробия жертвам революции и без того неухоженное и мрачное Марсово поле стало еще более зловещим. Горожане тщательно обходили его стороной и старались не появляться там в поздний час.

К началу 30-х годов власти города привели территорию Марсова поля в более или менее надлежащий вид: разбили газоны и цветники, посадили кусты и деревья, установили фонари и скамейки. Но, несмотря на такие меры, «странности», связанные с этим местом не прекращались. Так, в мае 1936 года в психиатрическое отделение больницы им. Фореля был доставлен рабочий Патрушев. Карета «скорой помощи» увезла его с Марсова поля, где он в одночасье сошел с ума.

После трудового дня Патрушев купил в магазине четвертинку водки и по дороге домой решил завернуть в тихое место, где ему никто не помешает оприходовать чекушку. Уже смеркалось, когда он расположился на скамейке недалеко от памятника павшим борцам революции. Вокруг было пустынно, только на дальней аллее маршировали допризывники.

Рабочий отхлебнул из бутылки, отведал нехитрой закуски, крякнул от удовольствия и вдруг обнаружил стоящего рядом с ним маленького мальчика. На вопрос мужчины, кто он и откуда взялся, парнишка ничего не ответил. Приглядевшись, Патрушев со страхом заметил, что у ребенка запавшие и тусклые глаза, опухшее, синее лицо, и почувствовал исходящий от него тошнотворный запах.

«Сгинь, нечисть!» — крикнул пролетарий и попытался отпихнуть юнца, но тот ловко цапнул его за руку гнилыми зубами и осыпался на землю кучкой зловонного праха.

На душераздирающие крики рабочего прибежали допризывники, которые и вызвали врачей. Психиатр Андриевич откровенно признался, что еще не встречал в своей практике подобного случая помешательства за столь короткий срок.

«Очень интересный случай. Похоже на алкогольный психоз, но почему без длительного запоя? И эти странные следы укуса. Что же, будем наблюдать», — удивленно говорил врач. Однако наблюдениям психиатра не суждено было длиться долго, поскольку всего через три дня Патрушев умер от общего заражения крови.

В эпоху развитого социализма, в середине 1970-х годов, известный ленинградский социолог С. И. Балмашев приступил к изучению проблем современного брака. В ходе проделанной им работы выяснилось, что «желтая майка лидера» по разводам принадлежала Дзержинскому району города. Здесь на тысячу зарегистрированных браков приходилось до шестисот распавшихся семей в год. Подобная аномальная ситуация заинтересовала исследователя, и он копнул так глубоко и обстоятельно, что после горько пожалел об этом.

Анализ актов записи гражданского состояния Дзержинского района и многочисленные социологические опросы показали, что большинство разводов случались сразу же после бракосочетания. Причем основной причиной служило не банальное — не сошлись характерами или измена, а пьянство, наркомания либо совершение преступления и осуждение одного из супругов. По ходу исследования выяснилось, что процент преждевременных смертей среди этих несчастливых семей несравненно выше, чем в целом по городу.

Ломая голову над этим феноменом, Балмашев нашел ему только одно объяснение. Дело в том, что в 1970 году работники Дворца бракосочетания Дзержинского района Ленинграда выступили инициаторами нововведения — возложения новобрачными цветов на местах боевой и трудовой славы. Городские власти поддержали полезное начинание и определили каждому из шестнадцати загсов место для проведения нового советского обряда.

Например, в Московском районе цветы следовало возлагать к мемориалу защитников Ленинграда, в Нарвском — к главной проходной Кировского завода, а в Дзержинском— к памятнику павшим борцам революции на Марсовом поле. По наблюдениям социолога, молодожены из Дзержинского загса, которые возлагали цветы на могилы революционеров, вскоре разводились. И наоборот, новобрачные, проигнорировавшие данное мероприятие, продолжали жить в любви и согласии.

Балмашев умудрился даже найти двух женщин, ставших свидетельницами, как на Марсовом поле к свадебным процессиям пристраивался какой-то облезлый и неестественно бледный тип. Он появлялся неизвестно откуда и столь же внезапно пропадал, словно растворяясь в воздухе. Позже женщины видели его в своих снах, после чего в их семьях случались несчастья: погибал, калечился или заболевал кто-то из близких...

Социолог прекрасно понял ту опасность, которая исходила от Марсова поля, но правильно объяснить ее не сумел. На расширенном заседании городского партхозактива он выступил с докладом, в котором указывал на неблагоприятное влияние памятника как на создаваемые семьи, так и на ленинградцев вообще.

В итоге Балмашева исключили из партии, выгнали из института, где он проработал двадцать лет, а в одной газете появилась статья соответствующего характера.

И сегодня Марсово поле привлекает внимание исследователей. Их комментарии относительно событий на нем сводятся в основном к следующему. В старину среди примитивных племен, населявших бассейн Невы, существовало поверье, что на безлесных, болотистых пустошах, встречающихся по берегам рек, ночами происходят шабаши водной нечисти.

Карело-финский эпос «Калевала» описывает одного героя, который, попав ночью на «берег плоский, берег страшный», спас свою жизнь только чудной игрой на струнном музыкальном инструменте, очаровав ею утопленников и русалок.

Если пользоваться данными Хольсмундского картографического атласа, то в допетровские времена на месте нынешнего Марсова поля простиралась пустошь. Поэтому не исключено, что именно здесь герой эпоса услаждал слух нечисти своей игрой.


Кроме шабашей ведьм, исследователи приводят и другую причину странностей на Марсовом поле. Дело в том, что захоронения большевиков 1917-1933 годов были произведены на кладбище, заложенном без церковного освящения и, образно выражаясь, на крови людей, погибших в ходе братоубийственных столкновений. Уже только это изначально не позволяло превратить могилы в место вечного упокоения мертвых.

Кроме того, само надгробие архитектора Руднева способствует накоплению на кладбище вредной энергии, представляющей определенную опасность для людей. Плюс ко всему в начале века ваятель входил в число адептов Общества Миктлантекутли (секта поклонников колдовских культов индейцев Центральной Америки).

Его приверженность к тайным учениям ацтеков и майя нашла свое воплощение в проекте надгробия на Марсовом поле — стилизованной копии заупокойных храмов Юкатана, которые обладали способностью концентрировать в своих стенах страшную энергию мертвецов.

Поэтому и в настоящее время злополучное Марсово поле в Санкт-Петербурге представляет опасность для горожан, решившихся посетить его.


Top